Нет сил терпеть беспредел!
Между тем журналистам удалось найти документы, свидетельствовавшие, что к убийству коллеги могли быть причастны высшие руководители АВТОВАЗа, вплоть до первых лиц.
Речь идет о дневнике Владимира Шишкова. В нем Шишков лично свидетельствовал о размерах и масштабах коррупции, царивших на автозаводе, о связях его руководства с преступными кланами, о многомиллиардных личных прибылях руководителей предприятия.
Правда, как упоминалось выше, до следствия дошли лишь три последних записи, сделанные заместителем директора коммерческой службы АО «АВТОВАЗ». На них дневник обрывается. Владимир Шишков уехал в заграничную командировку. А на следующий день после возвращения был убит неизвестным киллером.
Вину тех или иных лиц, по закону должен определять суд. Но при этом общество должно знать, что в нем происходит, и кто им управляет.
Мы не будем выдвигать версий и делать выводов о том, причастны ли лица, о которых писал Шишков, к его смерти. Лишь прокомментируем конкретные строчки из его дневника, для того чтобы у читателя была полная ясность, о чем писал Шишков.
Вину же тех или иных лиц, по закону должен определять суд. Но при этом общество должно знать, что в нем происходит, и кто им управляет. И делать выводы.
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Финансовый директор АВТОВАЗа Эркин Норов,
выступая в правительстве, нарисовал мрачную
картинку
24.09.97
Терпения беспределу нет! Вчера на правлении выступил Норов (финансовый директор ВАЗа. — Ред.) с отчетом о его и руководстве завода работе в правительстве с реструктуризацией долгов. Нарисовал мрачную картинку.
Ведущий правление Ляченков (и. о. президента ВАЗа. — Ред.) призвал всех работать эффективно, но при этом самолично способствует разворовыванию заводских средств. Последний пример с контрактом ВИТа (ПЛМК) потряс мое воображение. Мною была подготовлена и отправлена с грифом «конфиденциально» записка и/о президента Ляченкову, где была изложена суть дальнейшего сотрудничества и лоббирования интересов фирмы ВИТ (Шиянов), которая ежемесячно из-за соотношения цен приносит убыток заводу 5-6 миллиардов рублей.
Записка была рассмотрена и отвергнута с мнением, что ВИТ поставляет самый лучший металлопрокат. Решение было принято работать на старых условиях.
Накануне Дыбин (коммерческий директор ВАЗа. — Ред.) задал мне вопрос.
что за поставки осуществляет фирма Арлан который дороже фирменного вазовского на 200 д. м. (дойчмарок. — Ред.). Я ему сказал, что ничего об этом не знаю. После выяснения Колупаев (второй заместитель коммерческого директора ВАЗа. — Ред.) приносит Дыбиным контракт с фирмой Арлан на поставки через фирмы импортного металлопроката (дата 28.05.97) в количестве 3,5 тыс. тонн. Сравнивая затраты ВАЗа получается на 3,5 млрд. рублей надо платить больше ВАЗу.
При этом К. Д. (видимо, это сокращение слов «коммерческий директор», т. е. Дыбин. — Ред.) сделал вид, что его подставили, а он ничего не знал. Изложенные факты происходят по причине преднамеренного влияния на контракты без мнения и анализа специалистов (Шишкова, Колупаева) которые за 1996 год сделали буквально переворот в наведении порядка по ценам (общая экономия затрат за 1996 год около 500 миллиардов рублей) и предусматриваю прежде всего в сговоре с фирмами для личного обогащения.
Николай Дыбин сделал вид,
что его подставили
На всех уровнях руководители призывают к работе с поставщиками-производителями, а сами мешают реализовывать намеченные цели и фирм посредников становится все больше и больше. Работа по снижению цен перевернута с ног на голову и результата не дает. Претензии и иски через арбитраж подготавливаемые мною и четырьмя юристами продолжения не находят.
Так подготовлен иск на фирму ВИТ за недопоставку металлопроката с нового года исходя из условий взаимообязательств по контракту, однако К. Д. мне сказал, что подписывать ничего не будет и отправил меня к Ляченкову, чтобы я согласовал с ним. Выигрышное дело в пользу ВАЗа на сумму 20 млрд. рублей упущено для того чтобы этой претензии не было.
Вчера, т. е. 23.09.97, всеми завизированный контракт с Л. Брокер («ЛадаБрокер». — Ред.) выгодный на 200 процентов ВАЗу К. Д. не подписал не понимая что это приведет к остановке завода. Сославшись на то, что в договоре а/м 50% должны оформляться вперед (авансом). При этом транспортной фирме Пурпе без необходимости протащили 250 автомобилей авансом.
(Главный перевозчик Автотранс при объемах 4-5 млрд. рублей услуг имеет долг за К. Д. 20 миллиардов рублей). То есть сговор и коррупция разгорается с каждым днем и предела нет.
По одной из подозрительных фирм Шишкову
предложили разбираться с бандитами Султана
После анализа фирмы Рикмен, где цены выше средних стали на 100-300 тыс. рублей и автомобили Рикмену идут по июню 1995 года. Дыбин ответил не хочешь со мной работать как хочешь. А по Рикмену разбирайся сам, т. е. разбирайся с бандитами Султана. Если бы я не перехватил это донесение оно бы было подписано.
Разговаривать с фирмой Полад не дают (ограничивают) а/м УТВР (видимо, сокращение слова «утверждают». — Ред.) по предоплате. При этом Висторопский заявляет на управлении, что а\м по предоплате не берут.
25.09.97
Провели переговоры с Челябинским мет/комбинатом. Я был приглашен. Договорились на прямые связи и контракты начиная с 4 квартала 1997 года. Постепенно выводя фирмы «Александра», «Меттранс». Я полагаю процесс перехода будет сложным т. к. фирмы будут ставить препятствия.
29.09.97
Выставленная претензия ВИТу за недопоставки в 1 квартале Дыбиным запрещена.
Запись обрывается.
Воровство на грани фола
Итак, о чем идет речь в этом действительно сенсационном документе? Чтобы понять это, надо ненадолго обратиться к истории АВТОВАЗа.
К 1995 году ситуация с коррупцией на заводе, по оценкам многих, стала катастрофической. Часть высшего и среднего руководства предприятия, видимо, потеряла меру в «раздербанивании» родного предприятия. Поставки на АВТОВАЗ обросли гигантским количеством фирм-посредников, учредителями которых являлись обычно сами же руководители завода.
По подсчетам, произведенным представителями следственного комитета МВД России, таких фирм было 57. По данным независимых экспертов — несколько сотен. Сложилась ситуация, когда отказ от изменений в руководстве мог привести к краху самого предприятия.
К 1995 году ситуация с коррупцией на заводе стала катастрофической
А тут еще федеральные власти затребовали заплатить многомиллиардную задолженность по налогам. Плохи в общем были дела к 1996 году у гиганта российского автомобилестроения.
И этот факт был осознан целым рядом руководителей АВТОВАЗа. С воровскими сверхприбылями надо было кончать и вводить жажду наживы директоров в некое цивилизованное русло. А потому менеджмент завода, судя по всему, разделился на две группировки.
Первая считала, что «после нас хоть потоп» и высасывала из завода соки в неподдающихся воображению суммах.
Вторая же группа вазовских менеджеров, желая добра и хоть какого-то будущего родному заводу, начала потихоньку ограничивать аппетиты первой группировки и теснить ее от власти, впрочем, судя по всему, не забывая о собственных интересах. На место прежних поставщиков и посредников, несущих ВАЗу «громадные убытки», вторая группировка проталкивала «своих» поставщиков с более выгодными для завода ценами. Однако следует предполагать, что и в этом случае некая коммерческая заинтересованность «более честных» вазовских руководителей все же закладывалась.
Следует помнить, что в те времена редко какая «директорская» околовазовская фирма обходилась без авторитетного участия тольяттинских братков.
Видимо, вокруг этого и разгорелись кровавые схватки, в которых оказались задействованы не только вазовские директора, но и бандитские кланы. Ибо следует помнить, что в те времена редко какая «директорская» околовазовская фирма обходилась без авторитетного участия тольяттинских братков. И когда последние узнавали, что некто собирается оттеснить «их» фирму от столь выгодного и милого их бандитскому сердцу посредничества, они готовы были на многое...