По хребтам работяг
В результате инспекции «черных полковников» существенные вазовские финансовые потоки были повернуты в сторону Москвы.
Первоначально в Тольятти высадилась группа следователей из Москвы в чинах не ниже подполковника, которая занялась проверкой бухгалтерии ВАЗа, его дилеров, муниципалитета. По городу покатились слухи о «конце света». Народ стал обсуждать, кого из вазовских начальников посадят, кого из местных руководителей УВД снимут и в какой следственный изолятор повезут команду чиновников муниципалитета во главе с мэром. Однако присутствие «черных полковников» окончилось почти ничем. Вазовским руководителям было рекомендовано выйти из учредителей 54 фирм, которые получали автомобили с завода с огромными скидками. В результате заводские генералы сменили собственные фамилии в учредительских документах на фамилии своих сватьев и братьев (далеко не все). Работа городского УВД была признана удовлетворительной. В общем, инспекция «черных полковников» превратилась в пшик. Если, конечно, не считать того, что существенные вазовские финансовые потоки были повернуты в сторону Москвы, которая и прислала с проверкой своих сынов. Одним словом, ВАЗ стал делиться с кем надо — и его вновь оставили в покое. Ну да Бог с ним, ибо нас интересуют вазовские события.
Бравые ребята в черных масках ставили
вазовских работяг к стене в раскорячку
Как известно, после приезда высокой инспекции на завод внезапно обрушился самарский и тольяттинский СОБР и ОМОН. Задача его формулировалась просто, но несколько абстрактно: «Вытеснение бандформирований с ВАЗа». Вытеснение происходило следующим образом. Бравые ребята в черных масках и с автоматами в руках ставили к стене в раскорячку несчастных водителей и контролеров цехов 46 и 81, которые отвечают за отгонку вазовских тачек на товарную площадку. Возмущавшимся подобным произволом работягам время от времени доставались тумаки и затрещины.
Справедливости ради отметим, что доставалась и простым бригадным «торпедам», которые были поставлены своим руководством следить за порядком на отгрузке и конвейере. Их тоже поколотили, отняли пропуска, и выпроводили вон с территории предприятия.
Самым же основным нововведением стали, по словам вазовского руководства, «кардинальные изменения в работе ПДБ». Заключались они в том, что планово-диспетчерское бюро перестало давать на автомобили разнарядку с указанием цвета модельного ряда, комплектации и фирмы, которой будет отгружен автомобиль. Разнарядка была заменена кодом, то есть, в ПДБ давался код автомобиля, который и предопределял, что эта машина будет представлять из себя в будущем. План вазовского начальства и милиционеров был прост. Мол, братки не смогут узнавать закодированную информацию, а соответственно не смогут предоставлять коммерсантам автомобили нужных им цветов, моделей и комплектации. Коммерсанты будут решать эти вопросы с заводом, а не с братвой, которая останется не у дел.
Не Робин Гуды
Первоначально так оно и произошло. Руководители многих городских фирм по продаже автомобилей восприняли работу межведомственной группы как создание условий для цивилизованного ведения бизнеса. Они решили работать с заводом на основе договора и имеющейся у них на руках разнарядки на отгрузку автомобилей. Мол, получим товар, минуя братков, сами сэкономим, да и покупателям угодим. Поэтому, как утверждают осведомленные источники, осенью 1997 года ряд тольяттинских и многие иногородние дилеры указали братве на дверь.
Братва восприняла поведение указавших
им на дверь бизнесменов спокойно
Самое интересное заключается в том, что местные группировки восприняли подобное поведение бизнесменов вполне спокойно. Рыпнулись барыги, ну и Бог с ними. Времена Робинов Гудов прошли, и убивать заартачившихся толстосумов смысла нет. Тем более что к этому времени бывшие рэкетиры получали основные прибыли не с обслуживания посторонних коммерсантов, а с отгрузки автомобилей на собственные фирмы и торговли ими. Говорят, что в ряде случаев братва даже не потребовала с дилеров откупных.
Впрочем, продолжалась эта идиллия недолго. Заартачившиеся бизнесмены буквально через несколько недель поняли, какую глупость они совершили, разорвав отношения с братвой. Ибо «на цивилизованной основе» они получили от завода не долгожданные заказанные малолитражки нужных параметров, а то, что, в общем-то, всегда получает в нашей стране человек, стоящий в общей очереди. Разнарядка знаете ли. Автомашины, полученные строптивыми дилерами, были таких цветов и комплектации, которые покупатель вряд ли захотел бы иметь. Строптивцы испытали шок и кризис сбыта.
Пришлось барыгам вновь идти на поклон к братве. Как известно, повинную голову меч не сечет. Бандиты приняли заблудших коммерсантов ласково и простили им их прегрешения, взяв лишь небольшую компенсацию «за нервы».
Почему же все вернулось «на круги своя», несмотря на введение в ПДБ системы кодов и бравые действия СОБРа? Ответ прост. Дело в том, что введение кодов могло бы навредить бандитам, поделившим завод на «клетки», лишь в том случае, если эта информация держалась от них в секрете. То есть, если бы бандиты не имели никакого влияния в ПДБ. Однако они полноправно распоряжались в ПДБ еще в 1995 году, они это делают и сегодня. Ведь массовых увольнений среди вазовского менеджмента не было. А соответственно люди, заведовавшие раньше комплектацией автомобилей, заведуют ей и сейчас. Осведомленные источники утверждают, что преступные группировки имели коды, присваиваемые автомобилям в зависимости от их комплектации и цвета, едва ли не раньше, нежели их получило само ПДБ. И ничто ныне не может помешать преступному авторитету позвонить в планово-диспетчерское бюро и сообщить прикормленному сотруднику о том, что завтра каждый восьмой автомобиль должен проходить с таким-то кодом. И пойдут с конвейера необходимые бригаде вишневые «десятки».
Функции «торпед» начали исполнять работники завода
Именно эта система производства и отгрузки автомобилей царит сегодня на ВАЗе. Выглядит это так. Бандиты оформляют в ПДБ у коррумпированного вазовского чиновника заказ, тот забивает в компьютер требуемые коды и сообщает бандитам номера шасси и номера запуска. Эти данные бандиты доводят до сведения «своего человека», стоящего в конце конвейера. Если раньше автомобиль встречали «торпеды», обзаведшиеся вазовскими пропусками, то ныне эту функцию выполняют работники завода. То бишь группировка платит какому-либо мастеру или слесарю цеха 45/3 или 46/1, и он бдит за выходом с конвейера нужной машинки. Поймав на выходе требуемый автомобиль, он передает данные о нем гонщику из 46-го цеха, также подкупленному братвой. Он, в свою очередь, отгоняет машину либо контролерам ОТК, либо сразу на открытую площадку товарных автомобилей (поддельные штампы контролеров имеются почти у всех водил из 46-го цеха). Естественно, что автомобиль ставится на ту «карту» площадки товарных автомобилей, с которой грузится фирма подконтрольная группировке, оплачивающей услуги сотрудника ПДБ, мастера, водителя. Таким образом, работники завода выполняют всю необходимую группировке работу, не отвлекаясь от служебных обязанностей. При этом работа на заводе является для них не более чем приработком. Основную же зарплату они получают за воротами ВАЗа из рук все тех же братков.
Получается, что «изгнание бандитов с ВАЗа», которым хвалится милицейское начальство — не более чем треп. Преступные группировки контролировали и контролируют отгрузку вазовских автомобилей. И, наверное, ласково улыбаются, слушая, как милицейские начальники рапортуют населению города о том, что в результате операции «Циклон» они с ВАЗа вытеснены. Ибо грузят автомобили бок о бок с представителями правоохранительных «крыш», которых с каждым днем на конвейере все больше.
А что касается «Циклона» — так знающие же люди говорят, что вся эта шумиха нужна была для того, чтобы перераспределить финансовые потоки, уходившие с ВАЗа в бездонные карманы московских чиновников.