2011 год.
Максим Гусев, директор по производству ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ».
Потерпевший работал на «Джи Эм-АВТОВАЗ»
директором по производству
Максим Гусев с января 2010-го до июля 2011 года работал директором по производству ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ». Нападение на него произошло 18 марта 2011 года в тольяттинском ресторане «Восточный экспресс», где Гусев отмечал день рождения одного из своих родственников. По версии следствия, там же отдыхали и двое предпринимателей. Как было сказано в обвинительном заключении, один из них, встретив потерпевшего на лестнице ресторана, «из личных неприязненных отношений» произнес фразы, «унижающие честь и достоинство» топ-менеджера, а затем нанес тому несколько ударов по лицу. Затем к избиению подключился его подельник, после ударов которого Гусев упал на пол. Он получил закрытую травму черепа, перелом носа, ушибы лица и другие повреждения. Через несколько дней нападавшие были задержаны.
На следствии, а затем и на суде Максим Гусев заявлял, что причиной нападения на него стал конфликт на почве бизнеса. В обязанности Гусева входил в том числе и контроль качества поступающей от поставщиков на ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» оснастки.
В 2010 году он обнаружил, что ООО «Стройсити» и ООО «Технологии сервис» поставляют на конвейер предприятия некачественную тару, и дал указание подконтрольным ему службам выставить материальные претензии фирмам-поставщикам на общую сумму 350 тысяч рублей. Причем такая ситуация наблюдалась неоднократно. После этих событий ему позвонил один из нападавших, который назвался владельцем фирм-поставщиков, и якобы предложил директору по производству взятку. Топ-менеджер от предложения отказался. Это якобы и стало причиной для конфликта, позднее вылившегося в потасовку в ресторане «Восточный экспресс».
Символическое наказание служило
сигналом, что вазовских менеджеров
и смежников можно бить и дальше
Обвиняемые опровергали версию Гусева, утверждая, что тот сам оскорбил их в ресторане, что и стало причиной побоев.
Между тем, по информации из нескольких источников, близких к теме, инцидент с Максимом Гусевым якобы вызвал разбирательства на уровне учредителей ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ». «Американцы пригрозили выйти из состава учредителей предприятия, если нападавшие на Гусева не будут выявлены и наказаны», — утверждал источник «Самарского обозрения» на АВТОВАЗе.
16 сентября 2011 года в Автозаводском районном суде Тольятти был вынесен приговор предпринимателям, обвиненных в нанесении побоев Максиму Гусеву. Подсудимые получили символические наказания (условный срок и штраф) и остались на свободе, что является лишним свидетельством того, что многочисленные реляции о победе над криминалом в Тольятти остаются пустым звуком. Как предупреждали эксперты, произошедшее могло стать своеобразным сигналом для делающих бизнес вокруг АВТОВАЗа криминальных групп. Если раньше нападения на топ-менеджеров ВАЗа и близких ему компаний не раскрывались и не доводились до суда, то теперь понятно, что даже в случае раскрытия нападающим по сути ничего не угрожает.
«Если причиной нападения действительно была служебная деятельность менеджера, то следствие должно было сделать все, чтобы вменить обвиняемым статью 179 УК „Принуждение к сделке“, — говорил адвокат КА „Литис“ Олег Казачек. — Она предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы, и ни о каком условном наказании там речи бы уже не шло». Символическое же наказание, уверен Казачек, «служит сигналом для криминала к тому, что менеджеров АВТОВАЗа и его смежников можно бить и дальше».
Петр Золотарев: Для защиты менеджмента АВТОВАЗа нужна политическая воля
В руководстве СП скупо комментировали инцидент, уверяя, что ему о нем «известно».
«Достаточно мягким» показался приговор и потерпевшему Максиму Гусеву, который, впрочем, был «удовлетворен » хотя бы тем, что «виновные вообще понесли наказание». В руководстве СП скупо комментировали инцидент, уверяя, что ему о нем «известно» и что «со своей стороны компания оказала необходимую поддержку следственным органам в период расследования происшествия». На вопросы же о поставщиках ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» не отвечает «в соответствии с внутренней политикой компании». Руководитель профсоюза «Единство» Петр Золотарев полагал, что «защитить менеджмент АВТОВАЗа и других связанных с ним предприятий вполне реально — для этого нужна лишь политическая воля».
В июле 2011 года Максим Гусев перешел на должность руководителя дирекции по логистике ОАО «АвтоВАЗ». По его словам, это никак не связано с инцидентом в «Восточном экспрессе». «Просто предложили интересную работу», — объяснил он.