Золотой мальчик Абрамов. Часть I.
Или как прожить 150 лет за чужой счёт
Приключения арабов на ВАЗе
Сегодня ни для кого не секрет, что в 90-х годах реэкспорт вазовских малолитражек приносил предприимчивым людям миллионные прибыли. Естественно, в долларовом эквиваленте. Вот только организовывались эти сделки отнюдь не простыми смертными, а теми, кто имел связи с высшим вазовским менеджментом — либо родственные, либо дружеские. Об одной из таких схем, организованной не без участия менеджеров из управления внешних рынков АО «АВТОВАЗ», мы и хотим рассказать. Те, кто в ней участвовал, давно уже стали миллионерами «за бугром». А вот с последствиями от ее реализации ВАЗ не смог разобраться, несмотря на помощь Генпрокуратуры и Следственного комитета МВД РФ.
Простая «экспедиторская» компания
Вместе с плановой экономикой рухнула система
сбыта автомобилей
В начале 90-х годов ВАЗ переживал далеко не лучшие времена. Вместе с плановой экономикой рухнула и система сбыта автомобилей. На внутреннем рынке за продажу вазовской продукции взялись дилеры-частники. И, худо-бедно, с реализацией малолитражек на просторах родины они справились.
Куда хуже обстояли дела с поставками автомобилей на внешний рынок. На ВАЗе лежала ответственность по долгосрочным договорам с зарубежными дилерами. В соответствии с ними иностранные партнеры требовали регулярной отгрузки машин, невзирая на наши внутренние политические и экономические катаклизмы. Между тем у ВАЗа не было ни складов временного хранения на границе, ни станций техобслуживания для приведения собственной продукции в приемлемый для Дальнего Зарубежья вид. Проще говоря, оказывать автогиганту экспедиторские услуги при отправке автомобилей за рубеж оказалось некому. И заводу в срочном порядке пришлось заняться организацией подобных предприятий.
За «бугор» вазовские малолитражки
переправлялись из порта Новороссийска
Одной из таких «экспедиторских» вазовских фирм и стала компания «Интранс», появившаяся в крупнейшем портовом городе Новороссийске. Учредителями «Интранса» стали АО «АВТОВАЗ», две тольяттинские фирмы «БЭЛС» и «Ладаполиссервис», а также новороссийское общество инвалидов «Доверие» и совхоз «Черноморец», на землях которого планировалось построить склады для хранения товарных автомобилей. Директором вновь образованной структуры стал новороссийский предприниматель Олег Ульянченко.
Автозавод выделил «Интрансу» деньги «на обустройство». И вскоре под Новороссийском появились оборудованные стоянки для товарных машин, склады запасных частей, неплохая станция техобслуживания. Обзавелся «Интранс» и офисом. Между «Интрансом» и ВАЗом был заключен договор, в соответствии с которым фирма брала на себя обязательство получать и хранить отгруженные заводом машины, приводить их в надлежащий вид, грузить на отправляющиеся «за бугор» суда. ВАЗ, в свою очередь, обязался своевременно оплачивать оказываемые ему «Интрансом» «экспедиторские» услуги. Поток машин из Тольятти хлынул в Новороссийск.
Шейх, миллионер, дилер
Слово «поток» употреблен не случайно. Количество машин, отгружаемых с ВАЗа в новороссийский порт, было весьма внушительным. Дело в том, что через «Интранс» ВАЗ отгружал практически все автомобили компании «Маннай корпорейшн», которая являлась официальным дилером ВАЗа в азиатской части нашей планеты.
Египетский предприниматель и мультимиллионер Ахмед Маннай — давний партнер АВТОВАЗа. Еще в социалистические времена его компания вполне успешно торговала «Ладами» в Египте, Саудовской Аравии, Сирии, ОАЭ, Кувейте, Тунисе, Турции и т. д. В общем, повсюду в Азии, где на российские автомобили существовал хоть какой-то спрос. В хорошие времена «Маннай корпорейшн» реализовывала до пятнадцати тысяч «Лад» ежегодно, имея представительства в большинстве азиатских стран.
Когда в 94-95 годах ВАЗ испытывал значительные финансовые затруднения, Ахмед Маннай кредитовал завод. Причем суммы полученных автозаводом от Манная кредитов исчисляются не одним десятком миллионов «баксов».
В начале 90-х объемы продаж несколько сократились. Однако фирма предприимчивого араба все равно осталась крупнейшим дилером ВАЗа за рубежом. Более того, когда в 94-95 годах ВАЗ испытывал значительные финансовые затруднения, Ахмед Маннай даже кредитовал завод полновесными американскими долларами. Причем суммы полученных автозаводом от Манная кредитов исчисляются не одним десятком миллионов «баксов». Естественно, и ВАЗ не оставался в долгу перед своим преданным арабским партнером. «Маннай корпорейшн» работала с ВАЗом на весьма льготных условиях. Получала автомобили со значительной ценовой скидкой, имела льготы по оплате уже отгруженных машин. Короче говоря, ВАЗ и Маннай сотрудничали и получали от этого взаимное удовольствие. До тех самых пор, пока не появился «Интранс».
Еще в социалистические времена машины ВАЗа можно было увидеть едва ли
ни во всех странах Ближнего Востока. И не только.
Утром деньги — вечером стулья
Появление посредника в лице «Интранса» первоначально ни как не сказалось на добрых взаимоотношениях ВАЗа и Манная. Да и отчего было волноваться? Обыкновенная фирма, оказывающая экспедиторские услуги. Дело «Интранса», образно говоря, было «телячье». Получить автомобили в Новороссийске, хранить их в целости и сохранности до прихода грузового судна, зафрахтованного Ахмедом Маннаем, и погрузить на корабль. А потом получить за это денежки от ВАЗа.
По контракту между «Маннай корпорейшн» и ВАЗом с момента погрузки на судно автомобили считались собственностью Ахмеда Манная. Он должен был страховать груз и обеспечивать его благополучное прибытие в порт назначения. Так что корабль с автомобилями мог хоть утонуть, ВАЗ в любом случае получал деньги.
Дело в том, что по контракту между «Маннай корпорейшн» и ВАЗом с момента погрузки на судно автомобили считались собственностью Ахмеда Манная. Он должен был страховать груз и обеспечивать его благополучное прибытие в порт назначения. Так что корабль с автомобилями мог хоть утонуть, ВАЗ в любом случае получал деньги. Основанием дня получения денег предприятием являлась расписка капитана зафрахтованного Маннаем судна, подтверждающая получение автомобилей. Так называемый коносамент. Директор «Интранса» Олег Ульянченко получал от капитана расписку и отсылал ее на ВАЗ. Следивший за исполнением контракта с «Маннай корпорейшн» вазовский менеджер эту расписку должен был в течение 30 дней предъявить в банк, где находились счета «Манная». С которых, по предъявлению данной расписки, деньги за отгруженные машины автоматически списывались в пользу ВАЗа. Счет «Маннай корпорейшн» был открыт в ныне почившем Инкомбанке.
Вот по такой достаточно простой схеме и должны были проходить расчеты между автозаводом и его арабским другом. И до поры до времени схема действовала безотказно. До тех самых пор, пока группа предприимчивых граждан, судя по материалам следствия, не решила воспользоваться ею в целях собственного обогащения.