ТЛТгород.ру - городской информационный портал Тольятти. Все новости города. 16+В сентябре портал посетило 521 036 человек, 1 831 162 просмотров. Реклама на сайте
  
Погода сегодня
-4°
главная новость Тольятти
66,9227  нефть 86,11
€ 76,0777  золото 1202,1
БизнесНовостиВидеоФотоотчетыКриминалРасследованияТочка зренияОбъявленияРаботаКлубыАфишаКиноафишаеще

Бизнес справочник

 383 
 243 
 114 
 90 
 45 
 177 
 213 
 545 
 63 
 198 
 545 
 275 
 78 
 615 
 242 

Читайте нас

группа ВКонтакте
RSS-лента
добавить виджет в yandex

Усадьба




Новости Тольятти

25.12.2011 15:16

(мнение) Памяти Вадима Леванова. Льем слезы…


Умер Вадим Леванов. Лью слезы и не могу оправиться от этой горечи. Мы полгода собирали средства на его выздоровление. Оказалось – всё напрасно.
Я с Вадимом познакомился в московском Литературном институте им. Горького. В общежитии, на улице Добролюбова 11/16, мы прожили в одной комнате пять лет.
Воспоминания об этом замечательном человеке я, наверное, напишу позже. Сейчас просто расскажу, как я в свое время издавал произведения этого автора.
Одиннадцать лет назад я впервые в России издал его сборник пьес. Чуть позже во французском издательстве «Лес солитиритес интемпестиф» вышла его пьеса по мотивам моего романа «Бита лапты». Эту монопьесу и этот роман собираются поставить в Тольятти в Молодежном драматическом театре – к президентским выборам (автор проекта – главный режиссер МДТ Дмитрий Квашко).
У Вадима было много проектов. Когда к нему в последние месяцы и недели обращались друзья, он все говорил: позже, попозже.
Этого не случилось...
Год назад на одном из тольяттинских интернет-ресурсов я делал с ним интервью. Вот выдержки из этого он-лайн общения.
- Вадим, привет! Я так понял, ты сейчас приехал с Украины (Харьков, кажется?). Что там было? В двух словах хотя бы. Плюс в течение дня еще вопросов накидаю.
- Привет, Слава! Видишь ли, до Харькова я не добрался! Просидел два дня во Внуково - Харьков не принимал самолеты, потерял время, уже опаздывал делать в Харькове абораторию… и вынужден был свалить в Мск, а потом - домой! (Кулуарно мне говорили, что фест получился слабенький!)
- А, и еще вспомнил: Валерий Фокин сейчас с твоим «Гамлетом» гастролирует? Просто по каналу «Культура» смотрел - они этот спектакль в Moskow вывозили.
- Да, Слава, было такое. Представляешь, я попытался через Александринский театр организовать проходку одной знакомой своей в Москве - и мне не удалось! Все от администратора до Чепурова — отказали мне, сказав, что все места у «Золотой маски» и переаншлаг, и ничего не в силах сделать!..
- У того же Валерия Фокина твой спектакль «Ксения Петербуржская» (не помню точное название) не является гастрольным форматом — все-таки 40 человек на сцене. У меня уже некоторое количество человек интересовались: а не съездить ли им в СПб, и не посмотреть ли данный спектакль? У нас что, действительно есть такие театралы безбашенные, которые ради постановки готовы ездить за тридевять морей? Ответ-то простой: да, такие есть. Но, просто, как ты прокомментируешь это? Несколько лет назад на фест твои спектакли привозил театр «Практика» и… кто-то еще. А остальные спектакли возможность посмотреть будет только, выехав из ТЛТ?
- К сожалению, да. В Тольятти, например, нет просто даже такой площадки театральной, где можно было бы сыграть «Ксению» или «Гамлета» или спект по пьесе Миши Дурненкова «Изотов» в постановке Могучего - тоже спект Александринскогог театра! А фанаты есть. Буквально вчера получил очередную смску - чрезвычайно комплиментарную! Люди из Москвы - съездили специально в СПб, чтобы посмотреть спектакль! Да из Мск ближе, кншн!
- Авторский сборник «Пьесы» издан литературным агентством Вячеслава Смирнова в 2001 году. Еще на книжку потянешь? Какие думки у тебя по этому поводу? Только в деньги все упирается, или есть что-то еще?
- Конечно - деньги главное. Я принципиально за свой счет книжки издавать не хочу. А сторонних предложений пока не было, увы. В Германии переводят - собираются издавать вроде бы в обозримом будущем. А на исторической Родине, увы…
- Немирович сетует: «Отчего-то фразу Станиславского запомнили все, а мою: «Прикинь, у нее вот такие!», - не помнит никто».
- Ха-ха-ха!
- Вадим, к сериалу «Школа» вернемся. Мне крайне любопытна была начальная стадия. Но затем Валерия Гай Германика стала операторов менять, как перчатки, и накал снизился. Каким было именно твое участие, как это выглядело, на какой стадии? P.S.: А Александра Ребенок, по-моему, охеренная деваха. Я в нее еще по ранним театральным ролям влюблен. Для тех, кто не в курсе (не для тебя, Вадим) — она в сериале играла училку математики.
- Я написал несколько серий, как диалогист. Так что мое участие в этом проекте более чем скромное! Да, Александра Ребенок - замечательная! Даже не возразишь!
- Вадим, вернемся к вопросу о книгоиздании. Сейчас средненькая ординарная книжка обходится в 90-150 (мы помним, о каком объеме идет речь). Ясен пень, что от муниципалитета, городских властей ждать отныне нечего. Это только Елена Эдуардовна говорит: «Ах, ах, у нас в городе есть такие замечательные (далее - список фамилий)». Ты не издавался уже 10 лет (я не беру в расчет «Драматург» и «Современную драматургию»). Пора бы уже тему поднять. Давай, после Новогодних праздников начнем, чтобы к следующему лету определиться - что да как? При ближайшей встрече сообразим, что нам в этом плане делать.
- Слава, дорогой! Я только - за! Давай! Я готов об этом подумать активно!

Для одного из значительных тольяттинских альбомов гуру тольяттинской журналистики Валерий Шемякин написал следующее (Валерий Константинович Шемякин передал мне этот текст, когда узнал о смерти Леванова).
- Его называют основоположником тольяттинской школы драматургии. Он сам принимает это утверждение в штыки. «Школа предполагает наличие учителя, – говорит Вадим. – Я же никого не учил. Наше взаимодействие строилось на творческом общении...» Вячеслав Дурненков, один из активных участников движения «Новая драма», довольно эмоционально оценивает роль Вадима в своем становлении: «Это великий человек! Я бесконечно благодарен ему за то, что обрел профессию, увидел мир, кардинально изменил взгляд на многое...» Так случилось, что общение стало для играющих на сцене юношей школой драматургии. Сработал принцип – сам сочинил, сам поставил, сам сыграл...
С этого «сам» начинался в юности путь Вадима к театру, страсть к лицедейству. Это совпало с театральным бумом, который наблюдался в Тольятти в конце 80-х – начале 90-х годов. Вадим был в числе тех, кто варился в котле студийно-театрального Тольятти. Еще до окончания школы пошел работать монтировщиком декораций в театр кукол. Режиссером здесь тогда был Александр Розенгартен, человек одаренный, европейского уровня, как говорит Вадим. Столкнулся и с вольницей, присущей творческой богеме. Во время выездных спектаклей приходилось играть на турбазах, в лагерях, иногда тот или иной актер «бесследно терялся» в угаре развлечений, и Вадиму приходилось подменять временно пропавшего. Благо выездные спектакли часто шли под «фанеру» и надо было лишь «двигать» кукол... Конечно же, он не мог делать это тупо, механически, он играл, и хотя роль его была бессловесной, внутри себя произносил текст, и, как правило, интонации и смысл его соб-ственного спектакля не всегда совпадали с тем, что слышали зрители...
Потом Самарский институт культуры и первые разочарования. Случилось это уже на излете советского строя – из них, молодых и ищущих, по-прежнему пытались делать идеологических работников, ему же хотелось писать, ставить и играть... И тут возникло самое тяжелое испытание в его жизни – проблемы со здоровьем. Долго пытался восстановиться, но однажды понял, что на это может уйти вся жизнь – бесконечное лечение и ничего другого. Хватит, сказал себе, надо жить дальше, поехал поступать в Москву в Литературный институт им. Горького, на отделение драматургии.
К окончанию института он имел огромное количество контактов в творческой среде, друзей, поклонников – к нему тянулись, в него верили. Начали звать на тематические «посиделки», потом на разного рода семинары и фестивали. Он считает, что не меньше самого института ему дал фестиваль «Любимовка», названный так по месту, где располагалась когда-то дача Станиславского, ставшая, по сути, театральной лабораторией. Сюда приезжали не только драматурги. Здесь собиралась театральная Москва, читали пьесы, разбирали, спорили, соглашались и не соглашались. Здесь когда-то Чехов удил рыбу на Клязьме... Было еще Щелыково, усадьба Островского, здесь состоялся дебют Вадима уже как сложившегося драматурга – читали его «Парк культуры им. Горького», следом – публикация этой пьесы в альманахе «Сюжеты»...

Дома, в Тольятти, его ждали. И хотя он какое-то время жил в Самаре, предложили руководить театром-студией «Талисман» на Голосова, 20. Здесь же на базе студии проводился поэтический фестиваль «Майские чтения», Вадим предложил расширить рамки – фестиваль стал литературно-театральным. Вскоре о нем заговорили, сюда с удовольствием стали приезжать творческие люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, других городов Поволжья, а потом из разных концов России. Он хотел – и у него получилось – показать, что театр может быть разным, не ограниченным лишь теми формами, с которыми тольяттинцы уже были знакомы. Собственно, и «Колесо», и ТЮЗ, а потом и МДТ охотно поддерживали с ним контакт, участвовали в фестивалях, звали к себе.
Именно тогда появилась группа молодых авторов, ставшая ядром тольяттинской «Новой драмы», – братья Вячеслав и Михаил Дурненковы, Юрий Клавдиев, Кира Малинина. Что, помимо географии, объединило их? Почему возникла именно тольяттинская «Новая драма» – термин, прижившийся в театральных кругах? Вадим Леванов отвечает на этот вопрос так: «Мы все пели гимн своему городу. Это слово – гимн – не должно вводить в заблуждение. Это не «новый сладостный стиль», ласкающий ухо. Это гимн городу контрастов, городу энергичных людей, городу непростых явлений».
Провинция. Можно слышать пренебрежение к тем, кто родом из глубинки, но ведь давно известно: столичный град жив именно провинцией и не только в материальном плане. Самые смелые идеи, самые оригинальные решения рождаются в провинции – многообразной, непростой, тянущейся к прекрасному, пожалуй, энергичнее, искреннее, восторженнее, чем столицы. Объективно обладая центростремительной силой, эти идеи находят свою реализацию где-то в центре, а потом чаще всего возвращаются в ту же провинцию как столичный продукт. Тольяттинские драматурги («удивительный феномен, всплеск, лавина талантов, уникальное явление» – не жалеют восторгов критики) были признаны именно как тольяттинские, хотя пишут они не только о своем городе и ставят их пьесы в лучших театрах мира. «Новая драма» в Тольятти приобрела международный характер. О ней уже написаны исследования, дипломные и научные работы, в крупнейших вузах изучают творчество наших ребят.
Вадим Леванов востребован. Его пьесы ставят в столицах и за рубежом. Его регулярно приглашают во Францию, там когда-то издали его первую книгу. Охотно ставят в Прибалтике. Для жителя Петербурга афиши с именем Леванова стали привычной деталью. В Александринском театре второй год при полном аншлаге идет его «Блаженная Ксения Петербуржская». Вадим Леванов написал пьесу в виде иконописных клейм – очень коротких новелл. Пьеса обращена к истории реальной женщины, жившей в Петербурге в середине XVIII века, к судьбе Ксении Григорьевны Петровой, которая, внезапно лишившись мужа, умершего без покаяния, решила подвигом самоотречения, приняв обличье покойного и продолжив его жизненный путь, отмолить его бессмертную душу. Здесь же в Александринском театре идет и «Гамлет», которого режиссер Валерий Фокин попросил Вадима адаптировать к современности, «перевести» на тот язык, на котором мы говорим.
Сегодня Вадима как никогда занимают дети. С участием британских деятелей культуры несколько лет назад в России стартовал проект Class Act. Дети пишут маленькие пьесы о своей жизни. С учетом того что в творческом процессе принимают участие дети из «горячих точек», все это приобретает особое значение. Детские пьесы все без исключения должны быть представлены в рамках проекта. Юные авторы здесь имеют право участвовать и высказываться наравне со взрослыми. Нет, даже не так, дети имеют здесь преимущество перед взрослыми в отстаивании своей точки зрения.
Для Вадима Леванова, для его отношений с окружающим миром особое значение имеет тема, которую он разрабатывает сегодня, – «Житие протопопа Аввакума». В чем-то этот исторический персонаж совпадает с реальным, ныне живущим тольяттинцем. По своему пафосу, и не только религиозному...
Вячеслав Смирнов, специально для TLTgorod, фото автора

Справка о Вадиме Николаевиче Леванове:
Прозаик, драматург, режиссер. Член Союза российских писателей, Союза писателей Москвы.
Родился в 1967 году в городе Тольятти Куйбышевской области.
1984 – окончил тольяттинскую среднюю школу № 13.
1984–1987 – учеба в Куйбышевском государственном институте культуры на отделении театральной режиссуры.
1986–1988 – принимал участие в организации и деятельности Куйбышевского Молодежного театра.
1990–1991 – помощник режиссера в Тольяттинском профессиональном театре-студии ВАЗа.
1993–1998 – учеба в Литературном институте им. Горького (Москва) на отделении драматургии.
2001–2007 – художественный руководитель Театрального центра Голосова-20, город Тольятти.
1999–2007 – в качестве арт-директора занимался организацией и проведением международного фестиваля драматургии, театра и современного искусства «Майские чтения» в Тольятти. Автор более тридцати пьес, а также киносценариев, рассказов и эссе. Пьесы публиковались в журналах: «Сюжеты», «Современная драматургия», «UBU» (Франция), «Ставрополь-на-Волге – Город Тольятти», «Самара», «Самара и Губерния», альманахе «Майские чтения», вестнике «Драма Поволжья», журнале «Missives» (Франция), коллективных сборниках «Одинокий русский писатель», «Театр.DOC», «Ночь с театром» и других.
Пьесы ставились в Москве, Тольятти, Санкт-Петербурге, Нанси (Франция), Екатеринбурге, Элисте, Липецке, Белгороде, Ди (Франция), Саратове, Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске, Гиссене (Германия) и других городах.
2002 – лауреат премии губернатора Самарской области для людей с ограниченными возможностями.
2004 – лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова», город Москва.
2007 – лауреат премии драматургического конкурса «Евразия», город Екатеринбург.

Просмотров: 8833
вставка в блог
вернуться к новостям

Мнение посетителей:


 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 3109
Crossfit



Объявления

2009 - 2018 © Информационный портал "ТЛТгород.ру". Свидетельство о регистрации СМИ ФС77-38476 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 декабря 2009 года. 16+
Использование любых материалов сайта TLTgorod.ru допускается только со ссылкой на издание, с указанием названия сайта. При использовании любых материалов TLTgorod.ru в интернете обязательна гиперссылка (активная ссылка) на конкретную страницу сайта, с которой взята информация, размещенная не позже первого абзаца публикуемого материала.
Разработка сайтов в тольятти web-good.ru
Редакция   Посещаемость   Реклама   Сообщить об ошибке    
LiveInternet