Похоже, на АВТОВАЗе запускают операцию спасения, пишет в своем
ЖЖ тольяттинский блогер
Федор Быстров. После поручения
Владимира Путина в Тольятти ждут визита премьер-министра страны.
Дмитрий Медведев 22 января проведет совещание на тольяттинском автозаводе.
Собственно причин встречи в Тольятти несколько и среди них — ситуация на АВТОВАЗе. Вопрос простой — почему завод находится в такой ситуации? Вот выдержка из стенограммы встречи в Правительстве РФ:
Д.Медведев: Я хочу съездить, посмотреть, как дела на АВТОВАЗе, заодно поговорю там с автомобилистами, буквально послезавтра.
В.Мау: До кризиса, кстати, автомобилисты очень хотели девальвации… Руководители ВАЗа говорили: дайте нам более дешёвый рубль, мы будем экспортировать.
Д.Медведев: Они его получили.
Владимир Мау (ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) конечно же, прав, дешевый рубль и продукция становится конкурентоспособной на внешнем рынке. Но дешевый рубль в руках руководства АВТОВАЗа есть (и, кстати в прошлые кризисы главы правительств не ездили в Тольятти на совещания, завод сам справлялся), а убыток растет.
Посмотрим на итоги прошлого года. Да чистота на заводе, да запустили производство двух новых моделей. Да появились новые модификации уже привычных нам LADA. Мы, к примеру, три месяца тестили LADA Kalina Cross в самых разных условиях. Хороший автомобиль, правда, есть ряд замечаний, о чем мы сообщили на завод. Ответ получил в стиле «спасибо, не надо». Впрочем, это уже не важно. В течение года было множество публикаций в прессе о достижениях АВТОВАЗа. Проплаченных и нет, не суть, главное были и это хорошо.
Я про другое. Автомобили, да стали лучше. Но почему год заканчивается с убытком в 45 млрд. рублей? Да, данные эти не подтверждены официально. Возможно, будет 44 или чуть меньше. Это уже не суть. Убыток огромен! Даже несмотря на кризис и чехарду с валютой.
Про валюту кстати. Президент РФ Владимир Путин прокатился на LADA Vesta и после этого сказал, что локализация на автомобиль составляет 70%. А на самом деле 47%. Потому что на АВТОВАЗе есть скрытый импорт. Ну, три процента не дотягивает до законных 50% и ладно. Это какое-то шоу!
Так я про итоги года. Давайте по пунктам, что мы увидели кроме шоу и достижений:
1) Уничтожение отечественных поставщиков комплектующих
Далеко, за Тольятти ходить не надо. АвтоВАЗагрегат - банкрот, ВМЗ закрыт, Индустриальный тоже банкрот и таких предприятий можно насчитать с десяток. Вокруг завода появились поставщики с зарубежными корнями. А ситуацию вокруг обанкроченных производств пытаются оседлать политики.
2. Снижение локализации.
3. Закрытие ОПП
Здесь собирали автомобили тестовых серий. На новейшее оборудование было потрачено около 450 млн. государственных денег. Как писали заводчане, изготовленные детали резали на металл, чтобы выполнить приказ о срочном переезде. Это что, рачительное расходование государственных средств? Пятидверную LADA 4x4 тоже собирали здесь в опытно-промышленном производстве.
4. Перенос производства спортивных LADA на конвейер.
Дочерняя компания LADA Sport выходила на окупаемость. Производство автомобилей за несколько лет было отлажено. Теперь гражданские спорткары будут производить на конвейере. Где логика? По сути спортивного направления на АВТОВАЗе не будет.
5. Снижение прибыли
2009 - прибыль + 2, 1 млрд руб;
2010 - + 2,4 млрд ;
2011 - + 3,1 млрд
2012 - + 211 млн
2013 - - 6,9 млрд
2014 - - 25 млрд
2015 - 35,5 млрд (ожидалось)
Цифры говорят сами за себя. Подождем официальной отчетности.
6. Сокращения персонала
С начала года сокращено более 5 тысяч человек. Процесс объективный, у завода есть свои хозяева, и они решают, сколько людей должны работать на предприятии. Правда ряд фактов заставляет задуматься о адекватности этих самых сокращений. К примеру, незадолго до Нового года, в декабре 2014 года, из НТЦ было уволено 70 человек. Хороший подарок люди получили к праздникам!
7. Открыта VIP гостиница LADA Resort
Когда приехали в город менеджеры Ростеха, они поселились в «Фортуне» (сейчас LADA Resort). Турбаза особо не перестраивалась. Единственное, чем отличились эти ребята — своими авиатрансферами в столицу за счет завода. Сегодня руководство автозавода говорит о сокращении издержек и одновременно строит на месте заводской турбазы VIP гостиницу. Сокращение издержек?
8. Чешская логистика и PR.
Про это написано много, повторяться не буду.
В городе также много говорилось о переносе производства Vesta в Ижевск. Сама логистика против такого решения.
Так что будет спасать Дмитрий Анатольевич? Закрытые и обанкроченные предприятия не вернешь. Экспортом завод тоже не вытащить. Да, есть надежда на бюджетные модели, как в свое время на «семерку», но это тоже долгий вариант. Надо принимать другие решения.
PS. Я понимаю, что завод — это частное предприятие и, по большому счету, не мое дело, что там происходит. Только деятельность завода, будь он хоть о трех рабочих, касается всего города, мы в одной лодке, тут уж не до рыночных отношений.
PPS. На фото - цех ВМЗ.