ТЛТгород.ру - городской информационный портал Тольятти. Все новости города. 18+В сентябре портал посетило 55 634 человек, 225 504 просмотров. Реклама на сайте
  
Погода сегодня
+4°
главная новость Тольятти
102,5761  нефть 77,25
€ 107,4252  золото 2632,3
БизнесНовостиВидеоФотоотчетыКриминалРасследованияСВО на УкраинеОбъявленияеще

Читайте нас

группа ВКонтакте
RSS-лента
добавить виджет в yandex




Новости Тольятти

18.06.2019 10:00

(мнение) Отец Максим (Бызов): «Одна из задач священства — напоминать людям, что жизнь без Христа невозможна»


Приход храма в честь влкм. Димитрия Солунского

Приход храма в честь влкм. Димитрия Солунского

Отец Максим (Бызов)

Отец Максим (Бызов)

Отец Максим (Бызов) — ему 43 года, у него четверо детей и он — священник русской православной церкви. Сейчас он служит в приходе влкм. Димитрия Солунского в микрорайоне Жигулевское море (Тольятти). Но так было не всегда. Он успел поработать инженером-строителем и попробовать себя в роли театрального режиссера. Почему 8 лет назад он оставил мирские амбиции и принял духовный сан, зачем нужно ходить в храм и отчего православные не улыбаются — обо всем этом о. Максим (Бызов) рассказал в интервью TLTgorod.
Отец Максим, расскажите о своем пути к Богу и принятии сана. Как это происходит?
— Сложно сказать, когда именно я уверовал в Бога. Не было такого, что я в одно прекрасное утро проснулся и понял — теперь я верю в Бога. Всё было постепенно. Могу сказать точно только одну дату — дату своего рукоположения — это случилось в 2011 году. Сначала я был рукоположен в диаконы, потом через 10 месяцев — в иереи, то есть уже стал священником. Но этому предшествовал долгий путь.
Сейчас скажу мысль, которая, может быть, большинству покажется странной: каждый человек рождается верующим. Потом чаще всего жизненные обстоятельства складываются так, что люди постепенно забывают о своей вере, теряют свою цельность и целомудренность. Но Господь все равно стоит у врат души и призывает нас каждую секунду. Кто-то останавливается и прислушивается, а кто-то бежит дальше. Так вот и я, как и всем мы, — не сразу, а постепенно вспоминал свою веру, стал всё чаще останавливаться и прислушиваться к своему сердцу.
Но с чего-то же вы начали. Когда вы впервые оказались в храме?
— В начале 2000-х годов я впервые пришел в храм помолиться. До этого я никогда в них не бывал. Тем более для того, чтобы помолиться. В моей душе что-то проснулось и пробудилось. Я стал изучать православие, читать Евангелие, бывать на богослужениях и посещать катехизаторские курсы. Постепенно стал понимать глубину веры Христовой и ее духовную ценность. Для меня тогда многое открылось в новом свете. Какое-то время я не мог понять: почему раньше этого не было в моей жизни? Почему я это узнал только сейчас? Но еще раз повторюсь — это всё случилось не в один день, на это ушли месяцы и годы. Как растение вырастает из малого зернышка, так и вера.
Одно дело быть верующим и ходить регулярно в храм, а другое — священником. Как вы поняли, что готовы служить Богу?
— Господь сам призывает себе слуг. Как Он это делает? Через других людей и обстоятельства жизни. Всё начинается с того храма, прихожанином которого ты являешься. Твой духовник или приходской священник могут заметить в тебе какие-то качества, стремления, потенциал и дать послушание: нести хоругвь во время  крестного хода или помогать в алтаре. Если это не твое, ты тогда сам всё поймешь и увидишь. Ведь стать священником — это не что-то такое, что можно взять и попробовать, как, например, научиться играть на гитаре, а потом, если не понравилось или не получилось — оставить. 

Урок в школе № 11 (Жигморе)

Урок в школе № 11 (Жигморе)

До рукоположения, 2010 год

До рукоположения, 2010 год

Если ты, скажем так, прошел эту первую ступень, то затем тебя могут рекомендовать к учебе в духовной семинарии. Это тоже определенное испытание, которое проходят не все. Затем уже встреча с архиереем и рукоположение. Но все это, безусловно, не происходит без желания и внутреннего горения самого человека, но это желание не должно быть одержимым стремлением получить духовный сан любой ценой.
После того, как вы стали священником — сильно изменилась жизнь в бытовом плане? Как ваша семья отреагировала на этот шаг?
— Моя супруга и семья отреагировали нормально. Потому что мы вместе воцерковлялись, вместе росли в вере. Всё происходило на их глазах. Это не было так, что я где-то чем-то отдельно втайне от них занимался, а они жили своей  жизнью. Поэтому наша жизнь в плане быта не сильно изменилась. При этом я не скажу, что моя семья ведет закрытый образ жизни: мы не ходим во всем чёрном, не сидим на хлебе и воде.
Один из первых вопросов, который задает архиепископ кандидату в священники, — как к этому относится его супруга и семья. Если этот вопрос решается отрицательно, скорее всего, дело дальше не пойдет. Потому что, кто такая матушка? Да, она может быть на приходе: заведовать воскресной школой, заниматься пением и ещё много чем. Но, прежде всего, после того, как её избранника рукоположат, на ее плечи ляжет практически весь быт в доме. Ведь священник в какой-то мере сам себе не принадлежит — он принадлежит церкви Христовой. Он больше уже не может всё время уделять только своей семье. Она должна это понимать и быть к этому готовой. В этом смысле не должно быть эгоизма и примитивной ревности. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) служение матушек назвал ангельским. Это, конечно, высшая степень доверия по отношению к своей второй половине.
Насколько знаю, прежде чем стать священником, вы сначала получили строительное образование, потом работали в театре режиссером. Чем вызван такой поиск и смена деятельности?
— Был юный и не совсем понимал самого себя, своих стремлений. В инженеры-строители пошел после школы. Не сказать, что учился с большим удовольствием, но довел это дело до конца. Какое-то время даже поработал по профессии на стройке. Но еще когда учился в пензенской строительной академии, стал посещать театральную студию — это уже было движением и велением души. Стремлением к чему-то, чего здесь нет. Но это не была тяга к лицедейству — это был поиск. Мне хотелось чего-то, что касается больше внутреннего мира человека, души, что отвечало бы на вечные вопросы: «кто мы?» и «зачем мы здесь?».
Проработав какое-то время в театре почувствовал, что мне все равно чего-то не хватает. Я увидел потолок этой профессии и остыл к ней. И мне кажется, году в 2004 я окончательно понял: пастырство — вот идеальное служение. Ведь глава Церкви и ее Архипастырь — Сам Христос. Мы — священники — всего лишь сопастыри Ему. Мы можем только стремиться к этому идеалу.
Но вы знаете, ничего не бывает случайно. Когда я уже служил в Федоровке, мне поручили строить детский православный лагерь. Здесь-то и пригодилась профессия строителя.
Кто такой священник и как правильно его воспринимать другим людям? Верующим и тем более не верующим.
— Пастух или пастырь. Он ведет остальных за собой к Богу. Не к себе, а к Богу. Причем он их ведет за собой, а не толкает впереди себя. Но при этом нужно понимать: священник — такой же человек, как и все остальные. Он, конечно, должен быть более образован и высоконравственен, чем его паства, но он человек. Что я этим хочу сказать? Он тоже грешен и может совершать ошибки. Поэтому не стоит думать, что священник — святой человек. Несмотря на то, что он ведет за собой людей к Богу, он вместе с ними также проходит этот путь прямо сейчас.
Также одна из задач священства — напоминать людям, что жизнь без Христа невозможна. Особенно сейчас, когда многие говорят, что Бог — Он внутри каждого, я, мол, верую в душе и никого не обижаю. Важно понять, что нельзя побороть свои грехи и изменить жизнь своей души без Христа. Это просто невозможно. Можно сколько угодно пытаться, но все равно вернешься к началу.
Если у кого-то есть желание более тщательно разобраться в этом вопросе — кто такой священник и зачем нужно ходить в храм, то сейчас достаточно информации о православии и его основах. Есть много книг и сайтов. Если не знаете с чего начать, то рекомендую прочитать Евангелие и «Закон Божий».
Но у нас сейчас не так много проповедников, которые бросают вызов, в определенной мере провоцируют человека, выдирают его из бренной суеты, пытаются вернуть его на путь истинный.
— Про это было сказано еще 2 тысячи лет назад: «...Жатвы много, а делателей мало… молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37–38). Но я уверен, что большинство священников искренне ведут свою работу на приходах. Переживают за свою паству и как могут опекают её. Не думайте, что это такая яркая и заметная работа. Если человек после исповеди осознал, что он что-то делал всю жизнь не так и вдруг перестал это делать — как мы узнаем об этом? Или он раскаялся в каком-то грехе и тяжелый груз с его души упал — как мы узнаем об этом? Ведь об этом не расскажут в новостях. Всё важное в нашей жизни происходит в тишине и покое.
Здесь важно понять следующую вещь: священник — не маг, а храм — не волшебное место, посетив которое автоматически случаются чудеса. Священник может дать совет, направить, подсказать, но если у самого спасаемого нет желания что-то менять в своей жизни, как можно это сделать за него?
Скажу сейчас неприятную вещь. Есть люди, которые ходят в храм 20 лет, а то и 30, но молятся не Богу, а свечке. Они упорно не хотят менять свой образ жизни. Они упорно не хотят понять, что, прежде всего, внутренняя жизнь души и таинства. Все внешнее — второстепенно. Ищите, прежде всего, Царствия Божия, а всё остальное — приложится.
Что самое важное, если так можно сказать, в работе священника? Как он оценивает успешность своего служения?
— Чистота сердец людей, которые находятся на его попечении. Он, как духовный руководитель и попечитель, в первую очередь, должен следить за этим. Вообще, есть три стороны служения священника: совершение таинств, учительство и душепопечение.
Что такое душепопечение?
— Попечение о душе. Если сказать образно — присматривание за человеком на его пути к Богу. На этом пути он видит, кто и как идет: кто-то оступился, кто-то отстал, кто-то начинает, наоборот, развиваться, кто-то обозлился и обратно пошел. Если у человека возникает вопрос по поводу своей жизни, то священник не имеет права отмахнуться, сказать, что ему некогда. Это всё байки, что священники никого не хотят видеть, кроме денег. Образец нашего служения — Христос. Он мыл своим ученикам ноги.
Допустим, какой-то человек ощутил в себе переживания о Боге и он хочет поговорить об этом со священником. Как ему быть?
— Приходить в храм, но лучше всего в то время, когда нет богослужений. В Тольятти есть такая традиция — дежурный священник. Почти в каждом храме такой есть. Его послушание состоит в том, чтобы как раз беседовать с людьми, отвечать на их вопросы. 

Как человеку нужно воспринимать современный храм? Зачем туда ходить? Ведь сейчас часто можно услышать, что можно и дома помолиться, так сказать, без посредников.
— Действительно, храм — дом молитвы. Но верующие там собираются не только для того, чтобы помолиться, а еще совместно совершить богослужение и принять участие в таинствах, заповеданных нам Христом. Если помолиться, правда, вы можете и дома, то Литургия — богослужение, во время которого совершается главное христианское таинство Евхаристии — проводится только в храме и только священником. Поэтому здесь вопрос нужно поставить несколько иначе — зачем человеку принимать участие в богослужениях и церковных таинствах.
Большинство людей считают, что они духовно здоровы. Но это не так. Наша природа от рождения искажена, и только Бог может её излечить. Когда честно и вдумчиво в спокойствии посмотришь на себя в зеркало, то всё становится понятно о самом себе. Греха в нас больше, чем мы думаем. Грех — это не обида Богу, а те раны, которые мы нанесли своей душе, когда оступались и не исполняли заповеди. Все наши проблемы в жизни имеют духовные корни.
Лекарства для души есть — они в Христовой церкви: исповедь и причастие. Но эти меры не автоматические. Они лечат не сами по себе — должно быть искреннее переживание своей греховности и желание изменить жизнь.
Пару раз слышал от своих знакомых, что им становится не по себе, когда они проходят в храм, им неуютно, кажется, будто бы, там не самая дружелюбная атмосфера. Как с этим быть?
— Когда человек приходит в храм, особенно если он там не частый гость, действительно, такое может быть, ведь он здесь совсем опосредованно сталкивается совсем с другой реальностью. Не бойтесь и не торопитесь, осмотритесь, помолитесь, посидите на лавочке, подумайте о вечном, никто вас не прогонит. Храмы для этого и строят, чтобы люди в них ходили и молились.
Раньше еще часто можно было услышать, что бабушки в храме на кого-то “рычат” и “покусывают”, но, насколько я знаю, сейчас уже такого практически нигде не осталось. Никто вам и слова не скажет, если вы явно не будете нарушать порядок. Конечно, в православных храмах тихо, скорее всего, никто даже не поприветствует, когда вы туда зайдете. Но это не от незнания этикета или неуважения. Наоборот, к вам не лезут в душу, вам дают возможность побыть наедине с Богом, мало ли почему и зачем человек пришел сегодня в храм. Может быть, у него горе и он вовсе не горит желанием общаться?
Последнее время участились конфликты, связанные со строительством храмов. Отмечу, нередко горожане выступают не против того, чтобы в целом был построен храм, а места, где это будет сделано. Почему так происходит?
— Да, такие факты есть. Но что с этим делать? Мне сложно комментировать такие ситуации, так как я сам никогда в них не находился. Сейчас служу в микрорайоне Жигулевское море. Здесь нет никакого противостояния. Люди с нетерпением ждут, когда будет наконец-то достроен храм, потому что сейчас службы проходят в «Доме ветеранов» на Майском проезде, 1.
Как правило, люди считают политику причиной всего — и хорошего, и плохого — и столько сил тратят на то, чтобы доказать это. Я не вижу разницы между стычкой в магазине, семейными скандалами, уголовщиной и политическими разборками — в смысле их духовных корней. Все исходит изнутри, из сердца. Поэтому и внимание в первую очередь должно быть обращено к сердцу, а не к цвету волос.
Думаю, всем сторонам этих конфликтов стоит быть мягче друг к другу и стараться услышать позицию оппонента. Нередко противостояние между людьми возникает из-за недосказанности, недопонимания, каких-то предрассудков. Когда же они сядут, выслушают друг друга, вполне возможно окажется, что общего больше, чем различий.
Мне кажется, в 90-е года XX века люди ждали появления храмов, но потом что-то случилось и они стали негативно к этому относится. Почему?
— В начале 90-х годов многие шли в церковь, а потом к концу 90-х начали уходить оттуда. Почему так случилось? Как мне кажется, из-за того, что не совсем верно понимали, что такое церковь. Тогда, как мне рассказывали отцы, которые уже служили, люди хотели получить благословение на всё, вплоть до преступной деятельности. Но при этом жертвовали и строили храмы. Потом, когда осознавали, что Бог — Он не в этом, что Его нельзя купить, когда понимали, что их дело не благословляется Богом, охладевали к вере. Оказывается, никакие люди не могут  ничего благословить, если это не благословляет сам Бог. Тогда люди ждали чудес. Конечно, они не происходили. Потому начался большой отток людей из церкви.
Затем в 2000-е была следующая волна: священство стали обвинять в толстосумстве. Сейчас начались искушения стали другого характера: откуда-то пошел слух, что из РПЦ ушла благодать Божья. Все дело в нас — людях — мы соблазняемся. Не одно, так другое. Вера требует каждодневной работы над собой. Это не так-то и просто. Если у тебя изначально был неправильный настрой, ты искал не спасения своей души, а земного процветания, то рано или поздно отпадешь. Церковь — это не сообщество святых или спасенных, а только спасающихся.
Уверен, многие внутри искренне сочувствуют русской православной церкви, ощущают, что истина именно там, но их все равно что-то останавливает, в том числе агрессивное поведение церкви при строительстве храмов или различные «яркие», на грани адекватности, высказывания отдельных священников. Как относиться к этому?
— Во-первых, начать с самого себя: прочитать Евангелие и оценить свою собственную жизнь с позиции этой книги. Об этом метко и красиво сказал Серафим Саровский — «спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».
Во-вторых, понять, как я уже выше отмечал, что священник — не святой. Ошибки могут совершать все, в том числе и люди, имеющие духовный сан. Если чего-то в нас, в людях, — нет, это не означает, что идеала вовсе не существует. Идеал — Иисус Христос.
В-третьих, вера без дел мертва. Читать книги, размышлять о Боге, бывать в святых местах, дискутировать о том, как себя должны вести те или иные священники, даже строить храмы — это хорошо, но нужно менять свой образ жизни и мысли, молиться, бывать на богослужениях и принимать участие в таинствах. Без этого невозможно понять сути церкви, основанной Христом, а если ее не понять, то тогда так и будут возникать сомнения. Всегда будет что-то, что будет отталкивать или казаться неправильным.
Но ведь сейчас на поле борьбы за человеческие души довольно большая конкуренция. Есть много различных организаций, которые говорят, что они тоже знают путь к Богу. И нередко они внешне более доброжелательны, чем православные люди.
— Люди смотрят на внешнее, оно их больше прельщает. Но и об этом нас предупредил Господь: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15).
Любой человек подсознательно ждет, что его поймут, что его простят, утешат, чайком духовным угостят, помогут, посоветуют, ободрят. Конечно, какие-то люди пользуются доверием других в своих корыстных целях. Причем нередко эти люди не дают человеку в итоге никакого спасения. Они лишь на время отвлекают его от душевных ран, они их не лечат, потому что не знают как. Почему это так привлекает публику? Потому что их рецепты приятны уху, приятно слышать, что ты не грешил, приятно осознавать, что сделав какие-то нехитрые действия, ты будешь спасен или обретешь удачу по жизни. Но одно дело такие сомнительные «лекарства», а другое — настоящее лечение. Мало кто готов к нему, так как это требует неприятной работы самого человека на собой.
Поэтому держите голову на плечах, а сердце в затворе. Помните, что не бывает сиюминутных чудес. Всё требует каждодневной работы, тем более спасение, то есть исцеления, своей собственной души от ран, которые ей нанесли грехи.
Может быть, в православии не самые улыбчивые люди и там не пляшут во время служб, но это от того, что мы, правда, знаем, как спасти душу. Грехи не лечатся плясками, а не улыбаемся мы часто, потому что погружены в молитву и боремся со своей греховностью.
Беседовал Владимир Тарасов, специально для TLTgorod     

Просмотров: 12762
вставка в блог
вернуться к новостям

Мнение посетителей:

Андрей Агеев Андрей Агеев 18 июня 2019 19:13
та ладнааа???

 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 3905



Объявления

© СМИ сетевое издание «TLTgorod» (ТЛТгород)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) серия Эл № ФС77-85542 от 04.07.2023 г.
Использование любых материалов сайта TLTgorod.ru допускается только со ссылкой на издание, с указанием названия сайта. При использовании любых материалов TLTgorod.ru в интернете обязательна гиперссылка (активная ссылка) на конкретную страницу сайта, с которой взята информация, размещенная не позже первого абзаца публикуемого материала.
Учредитель: ООО "ГОСТ" (ОГРН 1146320013146)
Телефон редакции: 89608488510
Главный редактор: Давыдов С. Н.
Адрес электронной почты редакции: davidoff.06@mail.ru
Возрастное ограничение: 18+
Разработка сайтов в тольятти web-good.ru
Контакты   Посещаемость   Реклама   Сообщить об ошибке    
LiveInternet