Иван Великанов
Дело в том, что современная концертная жизнь складывается, в основном, из музыкальных произведений XIX-XX веков, а целый пласт музыки предыдущих семи столетий (с момента начала нотной записи) оказывается незаслуженно забытым и редко исполняемым в филармонических залах. Идея проведения исторических концертов пришла к Ивану, в том числе, и после общения с создателем первого в России коллектива старинной музыки князем А.М. Волконским, потомком знаменитой династии. Свой первый ансамбль Alta capellа Великанов создал 10 лет назад, сейчас он выступает с ним и другими коллективами в музеях, старинных особняках, концертных залах, участвует в российских и зарубежных фестивалях. В Тарусе Иван также собрал камерный ансамбль и проводит фестивали и тематические концерты. Как блестящий лектор он увлекает слушателей, погружая в атмосферу далеких эпох.
Вот и в Тольятти, повествуя об исполнении оперы «Орфей и Эвридика» итальянского композитора Монтеверди, дирижер рассказал о том, как герцог Гонзаго хотел поразить своих гостей не пышными фейерверками, а увеличить число музыкантов для более убедительной трактовки сюжета. И у корреспондентаTLTgorodдаже сложилось впечатление, что Гонзаго лично с Иваном обсудил этот вопрос и дал добро на премьеру музыки оперы в городе на Волге. Из лекции тольяттинские меломаны также узнали, что состав оркестра изначально складывался из 4-х человек и варьировался в зависимости от возможностей работодателя. Если денег было больше, могли подключаться другие музыканты, т.е., все было проще и гибче. У Гайдна в поместье князя Эстерхази в распоряжении было всего 13 музыкантов, а венский классик при этом написал более 100 симфоний!
Программа исторического концерта включала также произведения Люлли, Глюка, Габриели, Вивальди и была построена как путешествие от времен Ренессанса до классицизма, когда оркестр уже сформировался. Все получили удовольствие. Молодые музыканты МСО освоили особую стилистику исполнения, слушатели обогатили впечатления и получили пищу для ума. Мало кто задумывается о том, кто из композиторов был современником Леонардо да Винчи или Галилея, а ведь звуковой фон составляет важнейшую часть формирования великой личности.
Автор: Редакция TLTgorod