«Несколько раз спрашивали меня о том, что поменялось на психиатрическом приёме с момента начала пандемии коронавируса. Нахлынула ли волна пациентов с тревогой и депрессией из-за этого события? Или, наоборот, схлынула, и все тихонько боятся по домам? Что там с пациентами, у которых ОКР с боязнью заражения? Возрадовались ли социопаты?» - пишет в своем
ЖЖ тольяттинский психиатр
Максим Малявин.
- Сложно сказать за другие серьёзные учреждения в других городах, а вот в нашем родном дурдоме такое впечатление, будто вообще ничего не менялось. Во всяком случае, на амбулаторном приёме. Как шли, так и идут, всё в тех же немалых количествах и всё тем же качественным составом. Даже вчера, с введением по области усиленного режима самоизоляции, народу не уменьшилось. Да и на медкомиссию как шли, так и идут — куда деваться, работать надо, права получать или обновлять. Впрочем, это впечатления от работы одного диспансера. Может быть, в других как-то иначе, так что, если коллеги-психиатры поделятся впечатлениями и наблюдениями, буду признателен, - признается Малявин.
По словам доктора, в целом всё объяснимо. Та же шизофрения, то же БАР потому и относятся к эндогенным заболеваниям, что больше зависят от внутренних, нежели от внешних причин. Поэтому вряд ли стоит ожидать большого всплеска обострений с этой стороны.
- Что же касается, например, неврозов — то время для внеочередного обострения тех, что уже успели сформироваться, а также манифеста тех, что только-только на подходе, ещё не наступило. Сейчас для тех, для кого пандемия оказалась фактором значимым и сильно пугающим, пока идёт период шоковых (ну хорошо, можете назвать их стрессовыми) реакций. А значит, большинство просто мобилизуются, соберут себя в кулак и просто будут стараться выжить (пусть это громко звучит, но мы же про тех, для кого это психологически значимо, говорим). Вот когда в конце тоннеля появится свет, и будет ясно, что это не встречный бронепоезд — вот тогда-то эта группа невротиков выдохнет, расслабится... и получит всю свою невротическую симптоматику по полной программе. Потому что тогда будет можно тратить свои силы на что-то большее, чем просто выжить. Это, кстати, и ответ на вопрос, как чувствуют себя товарищи с ОКР в своей массе сейчас.
Можно также осторожно прогнозировать рост количества случаев ПТСР через некоторое время после того, как закончится пандемия... но доживём — увидим. Подчеркну — это мои предположения, основанные на тех знаниях общей закономерности возникновения и течения психических болезней, которыми на текущий момент располагает психиатрия, - заканчивает Малявин.
Автор: Редакция TLTgorod