| 26.05.2020 18:09 (фото) О сиротстве, или чем детские дома лучше детских садов. По материалам выставки ТКМ «Детство Ставрополя-Тольятти»
Представляем вторую статью рубрики Тольяттинского краеведческого музея и Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти «Моя история про детство: 20 век», по материалам выставки ТКМ «Детство Ставрополя-Тольятти». Продолжаем исследовать первые десятилетия советской власти и процесс становления системы дошкольного образования и воспитания в стране и в городе Ставрополь в контексте опыта поколений семьи (с влиянием на потомков). История вторая: О сиротстве, или чем детские дома лучше детских садовЕсть территории, где детских домов нет и не было, несмотря на имеющийся опыт советского периода - например, Абхазия. Здесь сирот разбирают по домам родственники, дальние родственники. Для семьи немыслимо оставить представителя своего рода без поддержки, отказаться от члена семейной системы. Как пояснила TLTgorod Любовь Черняева, старший научный сотрудник отдела развития ТКМ, клинический психолог, арт-терапевт, член АПиП, в советской России все было по-другому: была даже практика, когда родители отдавали детей в детские дома. Так случилось и с «первой пионеркой Ставрополя» Чирковой (Савиновой) Марией, 1909 г.р., которая в 1921 г. попала в старопольский детский дом имени Третьего Интернационала, ибо родители опасались, что девочка умрет с голоду, если останется в семье (последствия продразверстки, стихийного бедствия - засухи). Напомним, что В.И. Ленин рассматривал голод как условие эволюции: «Голод... играет роль прогрессивного фактора. Разрушая крестьянское хозяйство, выбрасывая мужика из деревни в город, голод создает пролетариат. Он разобьет веру в царя и царизм и облегчит победу революции.». Однако, старопольчане тогда об этом не знали (как и пять миллионов погибших от голода и его последствий в Поволжье)… В первые годы советской власти город Ставрополь буквально наводнили… детские дома. В 1921 г. их было четыре, а в 1922 г. – уже девять! Воспитывались здесь дети с трех до пятнадцати лет: Детский дом № 1 (дети 8-15 лет) - 105 чел., Детский дом № 2 (дети 7-14 лет) - 91 чел., Детский дом № 3 (дети 4-6 лет) - 141 чел., Детский дом № 4 (дети 3-8 лет) - 150 чел., Детский дом № 5 (дети 7-11 лет) - 99 чел., Детский дом № 6 (дети 7-13 лет) - 211 чел., Детский дом № 7 - 33 чел., Детский дом № 8 (дети 10-12 лет) - 69 чел., Детский дом № 9 (дети 8-15 лет) - 96 чел. Революции, гражданская война, голод, репрессии превращали советскую Россию в страну детей-сирот: 1917 г. - 30 000 чел. (содержащихся в детдомах), 1919 г. - 125 000 чел., 1922 г. - 540 000 чел. Популярный советский плакат 1923 г. с шагающими без родителей малышами с флагами и транспарантами гласил, что в советской республике не должно быть беспризорных детей (этот лозунг сопровождал всю историю СССР - репрессии, чистки, Великая Отечественная война, матери, имеющие право отказаться от своих детей в пользу государства еще в родильном доме сделали явление типовым, социально приемлемым, закрепив его в социальном и культурном поле нации как неприятную, но норму). На заре советской власти, когда концепция создания нового человека-преобразователя мира в коммунистический еще только зарождалась, детские дома были объявлены идеальным институтом воспитания детей трудящихся масс (из Декларации о дошкольном воспитании 1917 г.). Детские сады и очаги (длительного пребывания) стали компромиссом, т.к. на открытие и содержание стольких детских домов у советской молодой республики просто не хватило бы средств. Быт в детских домах и детских садах (в 1921 г. последних в Ставрополе действовало пять) был идентичным: печное отопление, двухразовое питание, сончас на раскладушках на свежем воздухе в спальных мешках (советский ребенок должен быть закаленным!), дефицит игрушек, одежды, часто отсутствие обуви, керосиновое освещение, отсутствие (абсолютное или длительное) родителей, братьев и сестер, вообще родных (семьи). Пионеры-«безбожники», появившиеся в Ставрополе в 1923 г. (сироты из детского дома Самары (отряд им. Кима во главе с вожатой Марусей Сиротиной), в промежутках между антирелигиозной пропагандой, борьбой с кулаками (митинги с оскорблениями перед домом крестьянина), ликбезом-агитацией (1 пионер – 10 дворов), сбором макулатуры и металлолома, участием в агитации-художественной самодеятельности выступали для осиротевших малышей «старшими». Они централизованно и коллективно помогали в детских садах, очагах, детских домах: строили площадки, готовили дрова, носили воду, учили играть в коллективные игры… |
Следует сказать, что у ребенка до года через связь с матерью формируется базовое чувство доверия к миру (согласно психологии человека). Советские дети (в т.ч. те, которые оказывались в яслях с 2-8 недель, т.к. «советский ребенок должен был воспитываться в коллективе с рождения») – в определенном смысле, сироты, почти все. Базовое доверие миру им неведомо, а компенсируется оно (по закону гиперкомпенсации) захватом и преобразованием мира. Коллективизм снимает напряжение, тревогу, создает чувство принадлежности (беспомощного, лишенного опоры и защиты существа) к чему-то большему, чем он. Приверженность идее (строительства обязательного и непременного для всех счастья, во всей стране, на всей планете) – играет на ту же задачу. Агрессия (от потерь) направляется на персонифицированного врага (попы, кулаки), а также на обобщенный образ «буржуинов» (местных и империалистов), обвиненных в причине сиротства, социальных бед. Борьба (агрессия, пропаганда, допустимость морального и физического уничтожения) подается в контексте социально одобряемых стратегических программ нового государства («ликбез», «антирелигиозная пропаганда»), дает ощущение силы, власти и - личной значимости. Ощущение это иллюзорно, ибо личная значимость растворена в общественной манипулируемой массе «строителей нового мира», не осознающей, что она – только объект тотальной манипуляции. Грандиозный социальный эксперимент по воспитанию нового советского человека, принципы которого заложены в первые годы советской власти, сегодня уже кажутся классикой (педагогики): «Коллектив – это семья», «Один за всех, и все за одного», «Кто не с нами – тот против нас», «Нельзя идти против коллектива», «Мы – герои (потомки героев)», «Наш общий дедушка – Ленин», «Ленин сделал всех людей счастливыми» («Путеводная звезда в жизни»), «Советская страна – самая лучшая», «Цвета крови», «До последней капли крови», «Труд сделал из обезьяны человека», «Мир детства отражает мир взрослых», «Ребенок формируется в коллективе», «Игра – средство освоения социальных орудий, социальных операций, социальных действий, социальных навыков, социальных знаков»… Александра Деревских, одно время проживавшая в с. Отважное Ставропольского района, за свою жизнь усыновила 65 детей (муж ущел, не выдержал). Она была директором детского дома, и не было у ней ни своих детей, ни, по сути, семьи. Усыновленные дети говорили, что она отдала свою жизнь ради их жизни (посмертно ей присвоено звание матери-героини), и они рады, что у них была семья, мама. Теперь они могут доверять – миру. По-геройски. Комментарий эксперта: Андрей Ткач, врач психотерапевт, заведующий реабилитационным отделением Тольяттинского психоневрологического диспансера, директор АНО «Медико-психологическая практика «Генезис», член Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти (АПиП) - Статья отражает точку зрения автора на то, как происходившие в 1917-1921 гг. события в нашей стране отразились на институте семьи и системе образования и воспитания детей. Фокус внимания сосредоточен на общественной трагедии переходного периода, когда старый мир сломан, а новый ещё не построен. Продолжающаяся кровавая борьба сторонников старых и новых идей истощает хозяйственные ресурсы страны и приводит к массовым страданиям людей, не вовлечённых непосредственно в революционные процессы. Дети - самые беспомощные жертвы этой борьбы. Внимание привлекается также к антирелигиозной пропаганде советской власти и её направленности против института церкви. Затрагиваются моменты мотивационного обеспечения изменения уклада жизни крестьян посредством разрушения единоличного крестьянского хозяйства и голода. С точки зрения современных психологических знаний рассматривается момент формирования базового «доверия - тревоги» в ранних отношениях матери и ребёнка. А также способы приспособления личности к миру: борьба-избегание-конформизм. Как мне кажется, автор пытается рассмотреть сложную задачу борьбы политических идей за переустройства мира в 20 веке в аспекте влияние её результатов на быт и воспитание детей с точки зрения психолога. Задача очень сложная. Она требует анализа исторических, экономических и политических условий, на фоне которых возникла революционная ситуация в России. Могу только пожелать успехов автору. Автор: Редакция TLTgorod |
Просмотров: 1236 вставка в блог
html-код анонса:[закрыть] (фото) О сиротстве, или чем детские дома лучше детских садов. По материалам выставки ТКМ «Детство Ставрополя-Тольятти» | | Представляем вторую статью рубрики Тольяттинского краеведческого музея и Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти «Моя история про детство: 20 век», по материалам выставки ТКМ ... читать новость далее |
вернуться к новостям
| |