ТЛТгород.ру - городской информационный портал Тольятти. Все новости города. 18+В сентябре портал посетило 55 634 человек, 225 504 просмотров. Реклама на сайте
  
Погода сегодня
+4°
главная новость Тольятти
102,5761  нефть 77,25
€ 107,4252  золото 2632,3
БизнесНовостиВидеоФотоотчетыКриминалРасследованияСВО на УкраинеОбъявленияеще

Читайте нас

группа ВКонтакте
RSS-лента
добавить виджет в yandex




Новости Тольятти

16.06.2020 17:29

(фото) Проект «Детство Ставрополя-Тольятти»: ребенок в «теле» города в динамике 20 века


Очередная статья рубрики Тольяттинского краеведческого музея и Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти в рамках выставочного проекта «Детство Ставрополя-Тольятти» - о влиянии ландшафта города на ребенка, на примере Ставрополя-Тольятти.
Ландшафт города не безучастен к человеку – он его формирует. Ландшафт не случаен: он всегда отражает картину мира исторической эпохи, ее ценности, идеалы. 20 век примечателен мировоззренческим сломом - кардинальной сменой картины мира (ценностей и идеалов) в связи с Великой Октябрьской социалистической революцией и вступлением страны в фазу советской истории. В 1930-е гг. в СССР активно идут процессы индустриализации и урбанизации – население массово переезжает в города. В Ставрополе этот процесс наблюдается в 1950-е гг. в связи с грандиозной индустриальной стройкой коммунизма (Куйбышевской ГЭС им. В.И. Ленина). Волга перекрыта каскадом ГЭС, множество населенных пунктов оказались в зоне затопления – в том числе и Ставрополь, 1737 г.р. Этот период принято считать «вторым рождением города», но семантически он обозначает символическую смерть «старого города» (заново рождается только тот, кто умер). Следует заметить, что старый Ставрополь не представлял для советского «человека будущего» исторической ценности: из почти 2000 строений ни одно здание не было перенесено на новое место как памятник. Кардинально изменился ландшафт «нового города» на новом месте. Тело «нового города» составили, преимущественно, рабочие индустриальные поселки, спроектированные в концепции «нового города СССР» - советского города героев для обеспечения советского Производства (Портпоселок, Шлюзовой, соцгород…).
Рассмотрим смену архитектурной доминанты ландшафта «старого города» и «нового города СССР» в сравнении (она всегда является выражением господствующих ценностей в обществе). В старом Ставрополе – «городе святого креста» - такой доминантой был Троицкий собор (Собор Святой Троицы, 1738 г.р.); при переносе города он взорван. Примечательно, что замена архитектурной доминанты и ее ценностного содержания происходит еще в старом, но уже советском, Старополе в 1930-е гг. Первый Дом культуры - рупор советской идеологии, советского образа жизни, советского человека (пропагандируемых средствами массового эмоционального воздействия - художественной самодеятельности, театра, кино) – разместился в переоборудованной Успенской церкви. Верхняя часть культового сооружения – вертикаль, устремленная в небо («к Богу») - снята и заменена горизонталью (символизировавшей массу, движимую потоком к победе коммунизма на всем земном шаре). Культовое место наполненно новым содержанием – коммунистической идеологией, пронизывающей системы образования, воспитания, культурный базис нового советского общества и его повседневность. ДК становится местом общения, коллективного (массового) и семейного посещения и остается неизменным спутником (и архитектурной доминантой) ландшафта «нового города СССР» при всех грядущих, неоднократных, его «рождениях» (как будто бы в вечность).
ДК, кинотеатры, дворцы спорта и прочие советские «дворцы»-трансляторы нового советского образа жизни в «новом городе СССР» (городе для обеспечения Производства) выделяются на фоне типовой, унифицированной, застройки – многоквартирного многоэтажного жилья, для рабочих. При переезде города на новое место (его рождении в индустриальный ландшафт) происходит утрата «Дома» («дома-родового гнезда», передаваемого по наследству, от поколения к поколению). На его место приходит «Жилье» - благоустроенное, и типовое (массовое), которое часто – меняется. На место «Хозяина» – приходят «Жильцы». Разработкой концепций нового советского города занимаются советскоие проектные организации - «Ленгипрогор» (проекты рабочих индустриальных советских поселков - «нового города СССР»), «ЦНИИЭП жилища» (Автоград – шедевр советского модернизма с конвейерно-поточной планировкой, задающей в каждодневной повседневности жителю привычку «движения с потоком»). На место дерева и кирпича традиционного дома и традиционного старого города пришел искусственный материал - «большой бетон» - из него делают Производства (ГЭС, заводы) и … многоквартирные здания для жилья. Впервые многоквартирное многоэтажное жилье стали сроить в древнем Риме, для бедняков. 
Каждодневный маршрут ребенка в старом доиндустриальном (аграрном) городе связан с его сосуществованием с природой (в христианском дореволюционном мире – творением Бога). Вот, что умеет ребенок к 10 годам: ходить за водой в колодец, подметать пол, мыть посуду; разжигать печь, варить кашу, картошку в чугунке; ходить в лес (за хворостом, ягодами, грибами); помогать взрослым в поле, огороде; пасти гусей, кормить и поить домашних животных; различать растения, голоса птиц и зверей, их следы, повадки; плавать в открытом водоеме, ловить рыбу; нянчить младших братьев и сестер (семья многодетная, многопоколенная, живет в своем доме, который передается по наследству, на земле предков, переезд не приветствуется). С детства, в повседневности, ребенок осваивает ремесло (как правило, учится у родителей – дореволюционное общество сословно).  
Приведем воспоминания детей (ныне взрослых тольяттинцев), переехавших в «новый город» Автоград в 1970-е гг.  Дима Федоров, переехав в 12 квартал, думал, что это временно, что это не навсегда, и скоро семья вернется домой. Андрюша Варакин во 2 квартале заблудился в 9-этажном доме: он открывал двери квартир (двери тогда не закрывались) – все было одинаковым, а люди разные, и все незнакомые. Изможденный и отчаявшийся мальчик на одном из этажей распахнул дверь, вбежал в кухню и увидел в ней бабушку - свою. Саша Курочкин вспоминает: «18 апреля 1970 года я впервые переступил порог нашей квартиры в городе Тольятти. Привычный, знакомый, горячо любимый, родной мир белорусского посёлка Осинторф, где я родился и подрос – оказался разрушенным и уничтоженным. Я оказался в новой, обитаемой, чужой, незнакомой Вселенной. У вселенной был лифт. Это кабина космического корабля . Раздавался гул и ты, закрыв глаза,чувствовал подъёмную силу. Ещё лифт оказался очень важной, сигнальной системой. Когда кто-то из домашних задерживался, шум лифта говорил о скорой встрече с родным человеком. Сама новая квартира поражала гигантскими размерами, скрипучими паркетными полами и невиданным комфортом. Свет в комнате зажигался, если дёрнуть за верёвочку, удивительно миниатюрные батареи пылали теплом, электроплита на кухне – мгновенно грела чайник, а ванной, можно было нырнуть под толщу белой пены. Ещё в новом доме было интересно смотреть из окна. Новый мир простирался на десятки километров. Я попал в новый и странный Мир , который населяли незнакомые взрослые и дети. Их было явно избыточное число».
Унифицированный ландшафт, на фоне отрыва от земли предков, от традиции и корней (в связи с процессами индустриализации, урбанизации, идеологической работы в СССР по формированию нового человека будущего для города будущего для мира будущего) формирует «человека потока», с привычкой, заданной градостроительным архитектурным проектом, каждодневного «движения с потоком». В индустриальном советском городе, как правило, человек имеет узкую специализацию на Производстве («человек-операция»). Вернуть себе чувство ( и видение) целого – индивидуальная задача и задача семьи, впрочем, неактуализированная. Ибо будущее «Тольятти-города будущего» на административном уровне стратегически связывается с развитием традиций наращивания «индустриальных» мощностей в их новом качестве, с «новой экономической зоной» – в ее экономическом, мировоззренческом, социальном и культурном аспектах.
Любовь Черняева, старший научный сотрудник отдела развития ТКМ, клинический психолог, арт-терапевт, член АПиП 

Комментарий эксперта
Андрей Ткач, врач психотерапевт, заведующий реабилитационным отделением ТПНД, директор АНО «Медико-психологическая практика «Генезис»:
- В очередной статье сравнивается два уклада жизни в Ставрополе-Тольятти - дореволюционный, преимущественно крестьянский, связанный с близостью к природе, с возможностью непосредственного общения с ней и преимущественно индустриальный, возникший в период развития производственных и электрогенерирующих мощностей. Меняющийся с природного на производственный ландшафт мест проживания человека, влияя на его культуру и мировоззрение, по мнению автора, способствует формированию его как «человека потока», производственной функции. Так это или нет, каждый заинтересовавшийся историей родного края может составить собственное эмоциональное впечатление и мнение, посетив Тольяттинский краеведческий музей. 

Просмотров: 1202
вставка в блог
вернуться к новостям

Мнение посетителей:


 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 3907



Объявления

© СМИ сетевое издание «TLTgorod» (ТЛТгород)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) серия Эл № ФС77-85542 от 04.07.2023 г.
Использование любых материалов сайта TLTgorod.ru допускается только со ссылкой на издание, с указанием названия сайта. При использовании любых материалов TLTgorod.ru в интернете обязательна гиперссылка (активная ссылка) на конкретную страницу сайта, с которой взята информация, размещенная не позже первого абзаца публикуемого материала.
Учредитель: ООО "ГОСТ" (ОГРН 1146320013146)
Телефон редакции: 89608488510
Главный редактор: Давыдов С. Н.
Адрес электронной почты редакции: davidoff.06@mail.ru
Возрастное ограничение: 18+
Разработка сайтов в тольятти web-good.ru
Контакты   Посещаемость   Реклама   Сообщить об ошибке    
LiveInternet