Виталий Стадников: Главное для Тольятти — найти его идентичность
О Самарско-Тольяттинской агломерации говорят давно, с начала 2000 годов. Однако в последнее время о ней ничего не слышно. Существует ли еще она, развивается и какие перспективы ждут Тольятти и Самарскую область — обо всем это мы поговорили с советником Губернатора Самарской области, кандидатом архитектурных наук, доцентом Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского (ВШЭ) Виталием Стадниковым.
— Виталий Эдуардович, перед тем, как мы с вами поговорим о Самарско-Тольяттинской агломерации, расскажите, пожалуйста, простыми словами, что такое агломерация?
— Если говорить о классическом понимании агломерации, прежде всего, это группа населенных пунктов, чаще всего расположенных неподалеку друг от друга, которые по факту стали единой системой: транспортной, коммуникационной, хозяйственной и пр.. Один из самых главных признаков агломерации — наличие ежедневных трудовых миграций. Хрестоматийный пример агломерации в России: Москва и ее города-спутники, находящиеся в 1,5 часах езды. Но при этом нужно понимать, что агломерация не имеет четких границ, они весьма условны.
— Агломерация — это естественное образование? Или ее возможно создать искусственно?
— Как правило, естественное. Ее нельзя создать с нуля, но можно форсировать намечающиеся процессы, поддержать их, закрепить. Если они, конечно, есть.
— Самарско-Тольяттинская агломерация — она действительно существует? Или это проект, придуманный сверху?
— Сама идея о том, что есть такая сущность, как Самарско-Тольяттинская агломерация, фигурирует с 80-х годов. И вроде бы даже на то есть объективные основания. Но лично я считаю, что это весьма своеобразная агломерация, в которой многое завязано на политике. Не хочется сгущать краски, но иногда я вовсе думаю, что она первична в этом вопросе. Ведь позиционируя таким образом Самару и Тольятти — главные города региона (всего же в нее включили 9 из 11 городов области) как почти единый организм, мы можем обойти города-конкуренты в борьбе за федеральные ресурсы.
Оба этих города, как и вся область, планомерно сдают свои позиции с наступлением XXI века: потеря былого особого политического статуса и экономического достатка, как следствие — убыль населения. Единственный способ привлечь к ним внимание федерального центра: показать, что это единая хозяйственная структура, которая вместе со всеми пригородами является третьей по численности агломерацией в стране, после Москвы и Санкт-Петербурга.
Безусловно, взаимодействие между Тольятти и Самарой не такое, как между Мытищами и Москвой, где фактически нет границы, кроме как административной. У нас между населенными пунктами существенные расстояния. С другой стороны, все российские агломерации — они такие, за исключением столичных, которые действительно гиперурбанизированы и, скажем так, срослись по западному принципу, когда территория застроена сплошняком.
Отмечу, особенностью нашей агломерации является то, что два самых крупных ее города почти сравнимы по значимости. Другой такой в стране нет. В ней нет главного и подчиненного города, грубо говоря, Самара и Тольятти — в этом контексте игроки одного уровня. Это весьма интересное явление. Но, как мне кажется, все же стоит отдавать себе отчет в степени ее искусственности.
— Насколько процентов она надуманна?
— Настолько, насколько жители Самары и Тольятти каждый день ездят из одного города в другой. Есть связь? Конечно, но она незначительная. Ее сложно рассматривать, как единый рынок. Чтобы народ катался из Тольятти в Самару и наоборот, надо налаживать жд-сообщение, пустить, например, скоростную «Ласточку», которая бы ехала не более часа. Но и не только это. Нужно еще принимать меры — простимулировать рост агломерации, чтобы она начала становиться таковой.
Я бы в большей степени уже сейчас обратил внимание на существующую активность в непосредственной близости от Самары: Кинель, Новокуйбышевск, Чапаевск. Из всех этих городов точно много людей ездит на работу каждый день в Самару. Их жизнь можно сделать лучше — наладить транспортную составляющую.
— Если так важно показывать Самару и Тольятти как единый организм, почему эти города не «растут» навстречу друг другу? Тольятти, например, пытается развиваться за Московский проспект — в обратную сторону.
— Тольятти как был городом насилия над здравым смыслом, так им и остается. Он создан искусственно. Его генеральный план абсолютно высосан из пальца. Предпосылки, которые его определяют, не соответствуют действительности. В 90-х годах прошлого века местные стратеги решили, что, например, мост должен быть построен в районе Климовки, так как там наиболее узкое место, а потому и вектор развития Тольятти направили на север.
Почему именно туда, если убрать затею с мостом? Ответ банальный: потому что там чистое поле, а значит, его просто размежевать и отдать под застройку. Архитектору-градостроителю также меньше работы: рисуй квадратики жилых кварталов и перекрестки улиц, не выходя из кабинета. Гораздо сложнее возиться с территорией, расположенной вниз по Волге в сторону Самары: леса, берег, рельеф, особо охраняемые природные территории и пр.. Одним кульманом и карандашом не обойдешься, нужно выезжать на место, но это направление — намного более качественное и перспективное.
Вот так мы ко всему и подходим: быстрее и дешевле, мол, и так сойдет, а потом теряем население. Причем какое? Самое образованное и пассионарное, которое хочет высокого качества повседневной жизни и спрос на свои способности. И будем откровенны: в Самаре и Тольятти этого нет.
Если же вернуться к Тольятти, это город, который «сделан на сковороде», он отштампован и неинтересен. Жизнь в нем стандартная и нудная. И сценарий его развития, который заложен в середине прошлого века, к сожалению, зачем-то реализуется и по сей день. Нет никакой оглядки на то, что в реальности у него нет никакого потенциала для экстенсивного роста. Зачем его продолжать строить в ширину, если давным-давно нужно доводить до ума то, что уже есть?
Я прекрасно понимаю задачу администраторов из области — во что бы то ни стало спасти тонущий Тольятти, так как его местные власти вообще никакой стратегии развития не предлагают. Поэтому и была реанимирована идея о строительстве моста под Климовкой, ведь тогда Самарская область может попытаться войти в
проект "Нового шелкового пути" — высокоскоростной магистрали из Шанхая в Роттердам. Обратите внимание на слово «может», еще не факт, что там кто-то будет ездить. С моей точки зрения, эта идея неадекватна по количеству вложенных ресурсов и предполагаемой отдачи.
— Что конкретно нужно сделать властям, чтобы агломерация оформилась и стала полноценной?
— Первое, что приходит в голову — наладить транспортное сообщение между основными городами области. Время в пути должно быть менее часа. В каких-то случаях речь идет о жд-сообщении, например, между Тольятти и Самарой, а где-то и об автобусном (пригороды Самары) — для них можно сделать выделенные полосы или вовсе
организовать это как BRT.
Но как бы ни была реализована идея в итоге, особенно, если говорить про Тольятти, так как станция Жигулевское море — всего лишь окраина, это обязательно должна быть мультимодальная история с транспортно-пересадочными узлами, когда все виды транспорта синхронизированы между собой. Приехал на электричке, тут же пересел на автобус и поехал дальше.
Второй момент — начать развивать территорию вокруг аэропорта Курумоч. Можно создать мощный логистический центр, вокруг которого постепенно начала бы расти деловая активность.
Третий — начать заполнять лакуны между населенными пунктами. Самаре, прежде всего, надо как-то включать в свою орбиту Кошелев-проект и Южный город, затем Волжский и Прибрежный и так далее. Все эти потенциально депрессивные монофункциональные территории могли бы зажить новой жизнью, если бы они стали жить в одном ритме с крупными городами региона. Они должны идти друг другу навстречу, а не в противоположных направлениях.
— Почему же власти этого не делают?
— Правительство региона хочет и желает реализовать этот проект. Но очень сложно поднять полумертвого на ноги. Здесь ведь помимо того, чтобы хотели верхи, должны включиться в работу и местные власти. С их стороны тоже должно быть понимание того, что без них агломерация не начнет работать. Им тоже нужно включаться работу и проявлять административную и аппаратную волю, а не сидеть сложа руки.
Со стороны области проведена большая работа с РЖД на предмет того, чтобы в плане строительства высокоскоростных магистралей появилась ветка между Тольятти и Самарой. Но и города должны готовиться к этому моменту — планировать и проектировать транспортно-пересадочные узлы, чтобы потом вдруг не оказалось, что они не знали об этом и не были готовы.
Конечно, история с мостом в Климовке, хоть я и критикую ее, — тоже результат работы нашего губернатора. По факту он убедил Москву дать нам шанс поконкурировать с Казанью за право прохождения «Нового шелкового пути». Теперь все зависит от нас: сможем или нет.
Самарская область потеряла кучу времени и возможностей для того, чтобы быть включенной в систему развития федеральной инфраструктуры. Мы уступили Казани, Уфе, Екатеринбургу и другим городам. Нам нужно сейчас каким-то образом это наверстывать.
— Ранее вы говорили о надуманности Самарско-Тольяттинской агломерации. Но ведь у наших соседей — Татарстана — есть тоже весьма амбициозный и смелый проект — IT-город Иннополис, находящийся в чистом поле. Однако они в него поверили и сделали. И сейчас он живет и развивается. Почему мы не можем также поступить — поверить в агломерацию и начать ее делать?
— Потому что мы не Татарстан. Нам не хватает решимости, дисциплины, а главное — цели, в которую бы искренне верили люди. Конечно, татарам несколько проще с самоидентификацией, чем нам — ненациональному региону. Но они, помимо этого, проявили характер и большую волю, много работали и показали результаты, которые понравились в Кремле. Они стремились не к деньгам, а к реализации идеи — сделать свою республику первой во всем.
Проблема Самары, Тольятти и в целом Самарской области состоит в том, что все перспективы рисуются через призму прошлого. Самара — космическая столица или запасная, Тольятти — трижды рожденный Автоград. Так ли это сейчас? В реальности никакого нового образа будущего нет. И осознать, а значит, и признать, проблему стоило бы в первую очередь. Пока же мы находимся на стадии воспроизведения старых клише. Пора уже придумать что-то новое и реальное, а чтобы это сделать, необходимо понять, где мы сейчас находимся и кем являемся.
Мы же занимаемся самоуспокоением и считаем, что у нас все хорошо. Но в реальности мы отстали, регион находится в апатичном состоянии. Нам нужно догонять, нужно учиться жить по-новому, принимать другие решения, изучать опыт передовых городов и регионов и внедрять его. Этого от нас и хочет губернатор. Иначе может сложиться так, что Самарско-Тольяттинская агломерация так и останется мечтой, потому что на местах не хватило образованных кадров и политической воли.
— С чего порекомендуете начать властям Тольятти?
— Самое главное для Тольятти — это найти идентичность. Но нужно сделать это не с позиций прошлого — какими мы были, а настоящего, то есть действительно понять, чем сейчас живут тольяттинцы, что ими движет, как они видят сами себя и пр.. И я бы не стал лепить усредненного горожанина, так как Тольятти по факту состоит из разных частей. Житель Автозаводского района явно отличается от своего собрата из Комсомольского, и т.п.
Если искать идентичность, то у каждой из локаций. Нужно почувствовать эту разницу, их тенденции и различия. И уже основываясь на этом разрабатывать современный сценарий развития, в том числе и пространственный, каждого из районов. В то же время не нужно бездумно увеличивать город в размерах, застраивая пустые поля вокруг него. Пора переходить к интенсивному пути развития и включаться в общерегиональные процессы. Например, подумать о том, где у вас будет транспортно-пересадочный узел и как он будет организован.
Решение проблемы в равной степени касается всех городов, включая Самару, входящих в агломерацию, так как нельзя построить агломерацию, если действия муниципалитетов не синхронизированы между собой и не ведут к ее росту. Все это крайне важно. Иначе не получится достичь разнообразия сценариев жизни и гуманного пространственного развития, что в итоге и повышает качество жизни, а значит и оставляет людей жить там, где они живут. Если будем поступать иначе, то отток населения продолжится, как и потеря позиций Самарской области.
Беседовал Владимир Тарасов, специально для TLTgorod
Фото: открытые источники