Дмитрий Мазепин уничтожает тольяттинский Томет – крупнейшего производителя метанола в РФ
Корпоративная война, развязанная принадлежащим олигарху Дмитрию Мазепину, кстати военному по первому образованию, «Уралхимом» против одного из крупнейших промышленных предприятий региона – «Тольяттиазот», продолжается на всех фронтах.
В ноябре прошлого года вступил в силу приговор Комсомольского райсуда г. Тольятти в отношении бывших топ-менеджеров Тольяттиазота (семьи Махлаев) и зарубежных деловых партнеров предприятия, которым также было постановлено взыскать с обвиняемых астрономические суммы ущерба (более 87 млрд. рублей) в рамках возмещения якобы причиненного Уралхиму и самому Тольяттиазоту ущерба.
Согласно приговору возместить ущерб должны также 15 компаний, среди которых оказался и производитель метанола из Тольятти - ООО «Томет», не имеющий ни к обвиняемым, ни к Уралхиму никакого отношения.
Однако суд так не посчитал и признал, что Томет фактически принадлежит одному из обвиняемых – швейцарскому гражданину Эндрю Циви.
Как утверждают адвокаты обвиняемых и гражданских ответчиков, российское законодательство не допускает возможности привлечения компаний по долгам их владельцев, только наоборот – в ряде случаев владельцы могут привлекаться по долгам компаний.
Еще большим сюрпризом явилось то, что сам Эндрю Циви отрицал свое владение компанией Томет, представив суду соответствующее заявление, но получил от российской Фемиды неожиданный и щедрый подарок в виде успешной российской компании с миллиардными оборотами.
Тут бы и радоваться иностранному гражданину, но по доброй российской традиции не обошлось без ложки дегтя. Суд решил, что раз Томет волею суда принадлежит отныне Циви, значит он (Томет) фактически являются частью его (Циви) имущества, которое подлежит взысканию в счет возмещения причиненного ущерба.
Таким странным образом Томет оказался в числе солидарных должников Уралхима.
Несмотря на продолжающееся оспаривание приговора обвиняемыми его исполнение в части возмещения ущерба при активной поддержке Уралхима уже началось. Максимом Думаковым, судебным приставом-исполнителем при директоре ФССП – главном судебном приставе РФ по заявлению Уралхима в отношении Томета возбуждено исполнительное производство на сумму более 87 млрд. рублей.
Для обеспечения исполнения приговора Думаков также наложил арест на имущество Томета.
Сейчас Ставропольский районный суд рассматривает иск Томета об освобождении имущества от ареста. В рамках данного иска судья Оксана Попова приняла справедливое решение приостановить исполнительное производство в отношении Томета до рассмотрения иска, которое было незамедлительно обжаловано Уралхимом. Однако впоследствии поведение судьи Поповой в процессе странным образом поменялось.
Так, подготовку дела к судебному разбирательству, которое заняло согласно сведениям, размещенным на сайте суда, всего 12 минут, судья решила, видимо, провести сама, не вызывая стороны для участия в этой обязательной стадии гражданского процесса, а к судебному разбирательству судья Попова посчитала, что нечего и подготавливать. Ну оно и понятно, очень похоже на то, что задача перед судом поставлена очень быстро рассмотреть дело с понятным результатом. В этой связи логичными представляются и последующие действия судьи в судебном заседании, состоявшемся 05 ноября 2020 года, на котором выяснилось, что г-ну Циви, который являлся ответчиком по иску об освобождении имущества от ареста, суд самостоятельно назначил адвоката.
При этом, как пояснил адвокат Томета Сергей Коронец, такое назначение могло состояться лишь в том случае, если место жительство Циви было бы неизвестно, тогда как истец (Томет) располагает сведениями о месте жительства г-на Циви, что суду было предоставлено в судебном заседании.
Судья парировала данное возражение адвоката тем, что г-н Циви находится в розыске, сведения об этом она получила, только не удивляйтесь, …. позвонив в Комсомольский районный суд. В существовании так называемого «телефонного» права давно никто не сомневается, но вот правосудие в Самарской области использует еще и собственное ноу-хау - телефонные доказательства.
На возражения адвоката Томета и его ходатайство об уведомлении гр-на Швейцарии Циви о судебном процессе по каналам российского Минюста, как этого требует закон в отношении любых иностранных лиц, судья Попова ответила отказом и предложила Томету «готовится к прениям».
Подобное изменение в поведении судьи и внезапное ускорение процесса Томет уже наблюдал при рассмотрении уголовного дела в Комсомольском суде судьей Кирилловым, к постановлению законного и обоснованного приговора поспешность суда не привела.
В связи с этим Томет не без оснований опасается повторения отработанного компанией Мазепина сценария – использование административного ресурса с целью получения нужного себе судебного решения.
А нужно беспринципному олигарху Мазепину похоже лишь одного – уничтожения крупного независимого производителя метанола либо его переход под свой контроль.
Кстати, со слов адвокатов, такая возможность Уралхиму может быть предоставлена на вполне законном основании. Имущество должников реализуется в исполнительном производстве в процедуре торгов, а если таковые несколько раз не состоятся, например, по причине отсутствия заинтересованных покупателей, взыскатель может оставить имущество себе со значительным дисконтом.
Неудивительно, что Уралхим так спешит исполнить приговор до его отмены, в которой большинство опрошенных нами юристов не сомневается.
Как и принято на войне, Уралхим бьет из всех орудий и наряду с исполнительным производством также предпринимает попытку обанкротить Томет. В своем отзыве на иск Томета (имеется в распоряжении редакции) Уралхим указывает, что в связи с неисполнением Тометом приговора добровольно, Уралхим был вынужден обратиться с заявлением о банкротстве в самарский арбитраж.
Доведенные до отчаяния сотрудники Томета уже обратились с открытым письмом к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, которое было опубликовано в газете «Коммерсант», с мольбой о спасении компании, в которой многие из них работают долгие годы.
По-видимому, по поручению премьера к спору подключился Минпромторг, который несколько раз собирал стороны конфликта в попытке урегулировать кризисную ситуацию в отношении Томета.
Однако из-за неконструктивной позиции Уралхима переговоры на площадке Минпромторга оказались фактически сорваны. Уралхим, заинтересованный в крахе Томета, выдвигал такие, «конструктивные», по его мнению, предложения, которые для Томета и других сторон были заведомо неприемлемы.
Например, для обеспечения своего интереса в исполнении приговора за счет Томета, в качестве условия отзыва им исполнительных листов Уралхим посчитал необходимым передать ему в залог все имущество Томета, а также предложил другому кредитору – Тольяттиазоту отозвать свое заявление о банкротстве Томета, но при этом свое заявление о банкротстве Уралхим отзывать оказался не готов.
То, что Уралхиму нужно контролируемое банкротство Томета, он особо и не скрывает. В своем заявлении о банкротстве Томета (имеется в распоряжении редакции) он прямо указывает, что имеет приоритет в банкротстве данной компании, обвиняя Тольяттиазот в том, что подав заявление о банкротстве Томета ранее Уралхима, ТОАЗ лишил компанию Мазепина права назначить арбитражного управляющего.
Однако на своем корпоративном сайте Уралхим утверждает совсем обратное – разместив официальное заявление об озабоченности судьбой Томета и его возможным банкротством.
Ничтоже сумняшеся, подобно изворотливому городничему из гоголевского «Ревизора», верный соратник г-на Мазепина – юрист Дмитрий Татьянин ставит Томет в положение этакой унтер-офицерской вдовы, заявляя о том, что на самом деле «проблемы созданы руководством и собственниками Тольяттиазот и Томет», а «бедный» Уралхим прям вынужден подать заявление о банкротстве от безвыходности ситуации.
О «заинтересованности» в бесперебойной работе Томета в письме в Минпромторг пишет и еще один давний товарищ Мазепина - генеральный директор Уралхима – господин Момцемлидзе.
Похоже, что дезинформация органов власти и открытая публичная ложь становится уже фирменным стилем олигарха Мазепина.
Странно, но такая непоследовательность и противоречивость действий и заявлений Уралхима суды пока не смущает. Впрочем, как известно, что позволено Юпитеру, то запрещено быку.
Господину Мазепину вообще удивительным образом многое сходило с рук. Если верить открытым источникам, своему успеху он не в последнюю очередь обязан умению договариваться, в том числе с силовиками, а в его активе, как пишет infox.ru, большая рейдерская сага, включающая в себя и вывод ценных активов азотной промышленности из Сибура и приватизация с использованием инсайда Кирово-Черепецкого химкомбината и многое другое.
В настоящий момент, если верить многочисленным публикациям, Уралхим стоит чуть ли не на пороге банкротства из-за запредельной долговой нагрузки. Свой талант решальщика Мазепин проявляет и здесь, договорившись со Сбербанком о рефинансировании кредита перед ВТБ почти на 4 млрд. долларов.
Нет сомнений, что пополнение рейдерской копилки Мазепина тольяттинским Тометом позволит ему на незначительное время потушить претензии его кредиторов, в основном государственных банков, показав, что эта финансово-производственная пирамида на время подпиталась очередной жертвой и сейчас способна, хоть и не на долго, протянуть свое бесполезное существование. Проиграет при этом традиционно государство, а конкретно федеральный и региональный бюджет. Бизнес Мазепина, спрятанный в оффшорах, до сих пор не был замечен в качестве исправного налогоплательщика. Споры с налоговиками не менее привычны Мазепину чем корпоративные захваты.
Являются ли причиной успеха Мазепина его связи в высших эшелонах власти остается только гадать. Пресса сообщает о его связях и с всесильным главой Ростеха Сергеем Чемезовым, оба, например, входили в совет директоров Уралкалия, и с главой Минпромторга Денисом Мантуровым – Леонелу Мантурову и Анастасию Мазепину, по слухам, видели вместе на гламурной светской тусовке – бале Татлер.
Да это в целом и не важно. В любом случае более чем двумстам работникам Томета вряд ли можно объяснить, почему они скоро останутся без работы, а их семьи лишатся средств к существованию.
Как в басне Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»
Мы будет следить за развитием событий.