В статье «Травма не ресурс, или Когда в музее замолчит экскурсовод» представлена методология и практические проектные модели восстановления нарушенных в советский и постсоветский период связи поколений.
Как сообщила TLTgorod старший научный сотрудник ТКМ Любовь Черняева, это опыт двух проектов Тольяттинского краеведческого музея: «Семейные АзБуки» (для подростков и семьи), «Детство: 20 век» (для дошкольников и семьи). Для подростков и семьи в программах межпоколенной ценностной коммуникации используются форматы тренингов, творческих мастерских, ролевых игр на основе документальных источников (страны-места-семьи); для дошкольников и семьи - форматы интерактивной выставки о детстве поколений 20 века (трех поколений семьи), игровая историческая реконструкция.
В основе методологии созданных в проектах программ - психологические механизмы культурной идентификации (новый научный подход в отечественной и зарубежной музейной практике), методы - историческая и символическая (ценностная) реконструкция, погружение, анализ документов. База программ - редкие книги и документы советской и дореволюционной эпох из фондов ТКМ, в т.ч. неопубликованные ранее (особый интерес представляют книги и документы первых лет советской власти, позволяющие в сравнении провести параллели (и перпендикуляры) с ценностями и картиной мира дореволюционной эпохи). Программы позволяют восполнить «белые пятна» не только национальной и локальной истории, но и семейной, воссоздать образ предка как личностно значимый, интериоризировать его ценности, обнаружить их в себе, произвести их ревизию. Данные задачи решаются в программах сообразно возрасту целевых групп, вовлекаются инструменты и ресурсы семейной межпоколенной коммуникации, формируются зоны ответственности (взрослых) при трансляции подрастающим поколениям советских моделей поведения и установок.
Стратегический партнер проектов - Ассоциация психотерапевтов и психологов Тольятти.
Технология проектного опыта ТКМ (изданного в форматах методических пособий, рабочих тетрадей со сценариями занятий, настольных игр для ролевых исторических реконструкций для разных возрастов) транслирована на регион ПФО и Сибирь. Программа в версии для подростков и семьи прошла апробацию и оценена как перспективная в 5 национальных и областных музеях (Татарстан, Марий Эл, Томск, Самара, Ульяновск), 6 муниципальных и сельских музеев (Октябрьск, Сызрань, Ижевск, Похвистнево, Кинель-Черкассы, Большая Рязань), 12 образовательных и коррекционных учреждений Тольятти (Школа № 71, МБОУДО "Эдельвейс", Школа № 89, Интернат № 4, Детский епархиальный центр, Школа № 16, Колледж сервисных технологий и предпринимательства, Тольяттинский социально-экономический колледж, Тольяттинский психоневрологический диспансер, Школа Королева, Школа № 86 (в настоящее время в Школе Королева это курс дополнительного образования, в психдиспансере психолог использует программу для работы с родителями, в колледжах - занятия в рамках уроков истории, остальные используют отдельные занятия и методики). Программа в версиях для дошкольников и семьи реализуется в Тольятти на площадках музея и детского сада (выездные музейные десанты), подготовлена версия для психологического сообщества города (для работы с семьей, оптимизации семейной коммуникации через активацию опыта советских и досоветских предков в опыте современной семьи и конкретной личности - взрослого или ребенка).
Программа в версии для подростков и семьи по итогам апробации в ПФО и Сибири отмечена Губернской премией за вклад в области культуры и искусства.
Технология программ опубликована не только в Москве, статьи включены в научные сборники Ульяновского областного краеведческого музея им И.А. Гончарова (базы «Содружества музейных работников ПФО»), Тарского историко-краеведческого музея, неоднократно представлялись в областной «Свежей газете «Культура» (местных СМИ), а также на научно-практических конференциях различного уровня.
Перспектива развития и внедрения технологии представленных программ межпоколенной коммуникации средствами психологии и документоведения (на фоне обостряющейся тенденции утраты памяти в национальном и глобальном масштабах) непредсказуема, встречает сопротивление, однако, уже присутствует в практиках музейщиков и психологов страны в качестве подходов и рабочих моделей, безо всяких объективных предпосылок и оснований. (Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Бытие 1:2)
Подробнее о проектах:
«СЕМЕЙНЫЕ АЗ-БУКИ» (при поддержке международного конкурса «Православная инициатива», 2017-2018 гг.):
здесь;«ДЕТСТВО: 20 ВЕК» (при поддержке грантового конкурса «Химия добра» ПАО «Тольяттиазот», 2019-2020 гг.):
здесь;«РЕДКИЙ КНИЖНЫЙ ДЕСАНТ» (база редких книг и документов 19-20 вв. для программ) (при поддержке конкурса «Новая роль библиотек в современном мире» Фонда М. Прохорова, 1916-1017 гг.):
здесь;«ЗДРАВСТВУЙ, СОВЕТСКИЙ ПРЕДОК!» (версия к концептуальной базе программ) (благотворительный проект при поддержке АПиП, РГГУ, журнала «Музей», 2017 гг.):
здесь. Автор: Редакция TLTgorod