| 07.12.2020 17:12 (мнение) Сергей Жагат: «В Тольятти выставляюсь редко: у нас нет нормального арт-пространства»
Сергей Жагат имеет грузинские и французские корни Сергей Жагат (более известный как Serge Jagat) — скульптор и художник-экспрессионист, проживающий в Тольятти. Летом этого года на аукционе в Японии его работу купили за 1 миллион йен (более 700 тысяч рублей – прим. ред.). Весь свой гонорар он пожертвовал приюту для бездомных животных. Как он стал профессиональным художником, почему легко расстался с деньгами и что его вдохновляет — обо всем этом он рассказал в интервью TLTgorod. — Сергей, на вашем сайте и в описаниях ваших выставок почти всегда сообщается два любопытных момента. Первый из них — то, что вы «франко-грузинского происхождения». Расскажите об этом. — По линии матери у меня есть отдаленные французские корни. Наш предок с армией Наполеона попал в плен и остался в Российской империи. Фамилия Жагат — французская, если быть точнее — бретонская. По отцу — грузинские корни. Поэтому и говорю, что я — франко-грузинского происхождения. — Второй любопытный момент: отмечается, что вам «с раннего детства под пристальным вниманием матери были привиты навыки изобразительного искусства». Как это происходило? — Моя мама — Елена Александровна Жагат — в свое время рисовала. И с самого детства обучала меня этому мастерству. Мы начинали с ней с самых простых рисунков, работали красками, гуашью, акварелью. Также, в силу того, что мой дедушка, ныне покойный, проживал в Санкт-Петербурге, я часто гостил у него, причем подолгу, можно даже сказать, что я жил на два города, а потому регулярно бывал в музеях. Посещение Эрмитажа — наша семейная традиция: каждый раз как мы бывали в Петербурге, обязательно посещали его. Так мне была привита любовь к живописи и скульптуре. В большей степени на меня оказали влияние современные художники: Матисс, Модильяни и другие. — Судя по вашему рассказу, вам и самому было интересно рисовать. Ведь часто бывает наоборот: родители насильно заставляют ребенка заниматься тем, к чему у него не лежит душа. У вас такой ситуации не было? — Нет, не было. У меня изначально был интерес к рисованию. И чем больше я рисовал, тем лучше это у меня получалось. Но я, правда, очень много рисовал. Что же касается посещения музеев, того же Эрмитажа или Русского музея, — они сами по себе достаточно интересные места для прогулок. Помню, как мое детское воображение будоражили огромные, больше тебя самого ростом, реалистичные античные скульптуры: боги, императоры и пр. Также меня очень завораживал Египетский зал. Не только мумии, но сама эстетика Древнего Египта. Все это впоследствии отразилось и в моей живописи: египетские мотивы, мамлюки, как-то даже написал Нефертити. Одним словом, когда ты начинаешь рисовать в детстве, привыкаешь к краскам, плюс смотришь вживую работы мировых гениев — всё это помогает и взращивает в тебе художника. — Почему вам интересна живопись? Одно дело, что это у вас получается, другое — увлекло и захватило. — Через рисунки, как в детстве, так и сейчас, я проявляю чувства и эмоции. Мне проще нарисовать, чем сказать словами. Я до сих пор часто рисую, что называется, по настроению: могу взять и написать какую-то абстракцию, на которой цветом представлены мои переживания и мысли. — Несмотря на это, насколько знаю, вы отучились на историка в ТГУ и художественного образования, даже средне-специального, не получили. Почему? — В подростковом возрасте я охладел к живописи. Поэтому к моменту окончания школы даже не думал о том, чтобы пойти учиться на живописца. Тогда я метался между юриспруденцией и историей. Хотел поступать в Петербург. Но в итоге получилось так, что я выбрал исторический факультет ТГУ. По-моему, курсе на третьем у нас появился предмет — мировая художественная культура. И при изучении художников эпохи Возрождения, особенно выделю Караваджо и Бернини, у меня снова возник интерес к живописи. Я вновь начал рисовать, в основном, портреты. И ближе к концу пятого курса я окончательно понял, что не хочу быть историком, хотя был единственным из нашей группы, кто сдал госэкзамен на 5. По окончании университета я продолжил рисовать, работать над собой и теперь занимаюсь этим профессионально. — Как это — быть профессиональным художником? — Профессиональный художник — это человек, который не рисует в стол. Он выполняет заказы, выставляет свои работы на выставках и продает их на аукционах, придумывает различные проекты и продвигает какую-то идею. Проще говоря, он должен быть участником художественной жизни и заниматься этим на постоянной основе. В свою очередь, требуется большая ответственность и обязательность. Нередко бывает так, что человек говорит, что он — художник, может оно и так, но по итогу оказывается, что живопись для него — всего лишь хобби, способ отдохнуть и приятно провести время. Профессиональная деятельность требует другого — каждодневного труда. |
Та самая работа Жагата: Красная Луна над Волгой |
— Как стать профессиональным художником? — У каждого свой путь и опыт. Здесь сложно найти какое-то единое руководство. Лично я считаю, чтобы стать профессиональным художником, необходимо начать выставлять свои работы. Однако начинающему художнику это непросто сделать без поддержки старших, более опытных, коллег по цеху, так как важно не просто выставиться, а войти в особый художественный мир. Но и здесь невозможно прогнозировать, что будет дальше. Кто-то может сделать выставку и после этого вовсе завершить свою карьеру, а кого-то, наоборот, тепло примет публика и с этого момента начнется его восхождение. Главное — начать, главное — попробовать. И не бояться. Вполне возможно вы слышали про американского неоэкспрессиониста Жан-Мишеля Баския (1960-1988 гг.). Сейчас его работы одни из самых дорогих в мире. Он — самоучка, самобытный художник, в какой-то момент своей жизни вовсе жил на улице. Но все изменилось, когда он совершенно случайно познакомился с Энди Уорхоллом, которому понравились его работы. И он ввел его в мир современного искусства. В его истории соединилось три важных момента: талант, случай и опытный коллега. При этом добавлю, что еще важна бесконечная работа над собой. Нужно работать, работать и работать и тогда ты чего-то достигнешь. — У вас тоже был свой «Энди Уорхолл»? — Да, мне в свое время помог известный художник Андрей Липко, который на данный момент проживает в Самаре. В декабре 2017 года мои работы были впервые представлены публике на нашей с ним совместной выставке в Тольятти. Думаю, без его участия моя карьера художника сложилась бы не так скоро. — Вы сказали, что какое-то время жили на два города: Тольятти и Санкт-Петербург. Однако в итоге для жизни выбрали наш город. Хотя многие, особенно молодежь, наоборот, мечтают о переезде в северную столицу. Почему вы остались здесь? — Наверное, потому что у меня там прошло детство. И у меня нет той эйфории, которую испытывают те, кто туда едет впервые. У меня нет надежд, связанных с этим городом. Я им не очарован. Многие же, кто грезит Петербургом, видят лишь его фасад, скажем так, условный Невский проспект, где все отлично лишь с виду. Но за ним кроется обычный город: чуть дальше от центра — такая же Самара. Лично я не испытывал в Петербурге никаких проблем, но знаю, что некоторые из тех, кто пытался его покорить, возвращались обратно, потому что оказывалось, что их там никто не ждет, они там никому не нужны. Если, конечно, они не какие-то уникальные специалисты, а это вряд ли, так как чаще всего туда перебираются молодые люди, которые в итоге вынуждены работать официантами и продавцами. — Вы сказали, что «их там никто не ждет». Но ведь и в Тольятти никто никого не ждет. Город, как мне кажется, не особо пытается удержать людей, которые из него уезжают. — Да, и это правда. Последние годы отток населения из Тольятти значительно увеличился. Но если ты человек сложившийся, нашедший себя и свое дело, тебе комфортно в любом городе, а если ты еще в поиске, то тебе будет трудно всюду. Поэтому, считаю, важнее сначала найти себя и определиться в своем жизненном пути. — Как вы думаете, что могло бы остановить отток людей, в том числе и связанных с культурой? — Здесь нужна комплексная работа. Не может что-то одно удержать человека, а другое — оттолкнуть. Все должно держать: и улицы, и культурные мероприятия. В городе должно чувствоваться развитие, в нем что-то должно происходить. Если говорить про то, что мне близко — живопись, то я в Тольятти редко выставляюсь лишь по одной причине: у нас нет достойного места для этого, нет нормального современного арт-пространства. Да, у нас есть два музея, но они настолько замкнуты сами в себе, что им некогда. Поэтому последнее время все мои проекты проходят за пределами родного города. И я отчасти понимаю молодежь: она, естественно, стремится туда, где более интересно, где более комфортно, где есть для нее место, где ее замечают. |
— Этим летом одна из ваших работ была продана на аукционе в японском городе Ямагата за один миллион йен. Как это случилось? — Одни их тех, кто регулярно покупает мои картины — японская община в Бразилии. Они-то и предложили мне отправить свои работы кураторам в Ямагату, которые собирали материал для выставки. В основном это были картины японской тематики. Последовало приглашение. Если бы не пандемия и связанные с ней ограничения, я бы лично поехал туда. Но не сложилось. Выставка длилась всего две недели. В последний день ее работы состоялся аукцион. Неожиданно для меня одна из моих картин — “Красная Луна над Волгой” — была продана за миллион йен. — Как вы думаете, почему именно эта работа? — “Красная луна над Волгой” выполнена в стиле минимал-арт, который очень популярен в Японии. Японцы сами по себе очень лаконичные и сдержанные люди, стремящиеся к простоте во всем, такая у них философия и мировоззрение, а этот стиль именно про это. К тому же, предполагаю, что эта картина близка им ментально, так как символ Японии — красный круг (Восходящее Солнце), он изображен на их государственном флаге. — Почему вы решили пожертвовать миллион японских йен приюту для бездомных животных? — Если перевести эту сумму в рубли, то на тот момент — это чуть более 700 тысяч рублей. Если бы я забрал деньги себе, миллион не был бы миллионом, так как я должен был бы заплатить всюду налог на прибыль, также свой процент взяли бы аукционный дом и банк. Но я узнал, что по японским законам, если я пожертвую свой гонорар в 100% объеме на благотворительность, он не будет облагаться никакими налогами и комиссиями. Поэтому я решил сохранить эти деньги и направить их на доброе дело — пожертвовал японским приютам для бездомных животных. К тому же, надеюсь, этим я подтолкнул людей, как в Японии, так и в России, к мысли о необходимости гуманного отношения к животным и их защите. — Почему вы вообще сделали такой жест? Зачем нужно заниматься благотворительностью? — Благотворительность — одна из форм проявления социальной ответственности, которая свойственна внутренне зрелым людям. Тем людям, которые перестали думать только о себе и обратили внимание на то, что происходит вокруг. В нашем обществе полным-полно проблем. И их решением должно заниматься не только государство или бизнес-корпорации, но и каждый из нас. Причем благотворительность — это не только история про деньги: кто-то может пожертвовать свое временем, а кто-то — просто донести бумажку до урны и тем самым уже сделает мир лучше. Почему это сделал я? Мне близка тема бездомных животных. Хотя мне уже многие сказали, что мои деньги нужно было направить на что-нибудь другое, что я совершил ошибку и пр.. У меня у самого дома живет старенький больной кот, которого я взял себе из приюта. Он замечательный. Во-первых, я финансово поддержал приют в Японии, то есть обеспечил его работу на какое-то время, а значит и нормальные условия жизни для его питомцев. Во-вторых, это информповод. Мне очень хочется, чтобы как можно больше людей задумалось об этой проблеме. В-третьих, надеюсь, своим поступком я подал для кого-то пример – делайте также, не бойтесь, помогайте ближним или, как это сделал я, братьям нашим меньшим. — Тяжело было расстаться с такой суммой? — Нет. Вы поймите, я же ничего не потерял. Этот миллион свалился мне на голову. Его раньше у меня не было, и вот снова нет. Он бы не улучшил кардинально мою жизнь. Я его направил тем, кому он действительно нужен в данный момент. — Вы всегда так размышляли и смотрели на мир? Или как-то пришли к этому? — Это пришло со временем, с осознанием ответственности человека перед природой. Более того, выставка, где была продана эта работа, была посвящена проблеме взаимоотношений человека и окружающего живого мира. Поэтому все взаимосвязано и не случайно. — Можете ли вы коротко и просто объяснить: зачем нужна живопись простому рабочему человеку? Особенно современное искусство. Если не считать того момента, что картины или скульптуры могут быть предметами интерьера. Потому что со стороны иногда кажется, что современное искусство — лишь форма досуга богатых людей, которые готовы потратить невероятные суммы на весьма странные объекты. — Мои работы покупают люди со всего мира. И я не скажу, что все из них состоятельные. Большинство из них — средний класс США и Европы. Там принято у себя дома держать красивые авторские работы. Для чего нужны художники? Они делают мир ярче и интереснее. Например, муралы на стенах домов — украшают город. Не так давно в Центральном районе появилась скульптура — красная, деревянная восседающая на стуле — когда едешь в сторону ул. Карла Маркса со стороны детской больницы. С дороги она сразу же привлекает внимание, так как все вокруг серое, а тут — что-то яркое и интересное. И уже как-то на душе теплее стало, настроение улучшилось. Подобные объекты разбавляют серость, которая царит в городе. Плюс выставки, они не так часто проходят в городе, но это один из моментов досуга. Они делаются для людей. Почему бы и не посетить что-то такое? К тому же, нередко выставки бывают тематическими, то есть собрали не просто красивые работы, которые можно затем повесить у себя дома, а со смыслом и чему-то посвященные, например, какой-то социальной проблеме или философским исканиям. Допустим, сейчас в Дубае прошла художественная выставка, посвященная COVID-19. И много художников со всего мира отправили свои работы. Отчасти это и история. Фотография — это фотография, а живопись — она живая, она меняется, но также несет историческую ценность о происходящем. В том же ВКонтакте молодые художники выкладывают работы на всевозможные проблемы. Например, в Белоруссии происходит политический кризис и очень много художников нарисовали по этому поводу что-то. Причем не только белорусские, но и российские. Художники отображают то, что происходит здесь и сейчас, в наше время. — Вы отметили, что живопись отражает, в том числе и политические аспекты. Но ведь это сиюминутно. Когда искусство становится политическим, не теряет ли оно что-то важное? — Каждый рисует то, что ему хочется. Одного вдохновляет политика и у него получается отразить это в своих работах, другого — что-то другое. Каждый художник имеет свой тонко настроенный внутренний мир. К тому же, во все времена люди высмеивали своих правителей и рисовали карикатуры. Ничего плохого в этом нет. Например, сохранилось много рисунков императора Нерона, где он изображен критически. Напомню, он был тираном. Это живет с древности и будет жить дальше. — Что вдохновляет вас? — В этом году — японская философия и мировоззрение. Все началось с японской каллиграфии. Когда я стал изучать культуру этой страны, оказалось, что у России и Японии очень много общего, например, природа и то, как она воспринимается. Японцев, как и русских, вдохновляют ветер в сосновом лесу, поэзия осеннего дождика, печальные белые березы и кукушка, которая кукует о будущей жизни. Страны у нас во многом разные, а природа — объединяет. Даже снегири и там и тут — олицетворение зимы. Кстати, в Японии фигурки снегирей дарят на Новый год в знак того, что старый год уходит и приходит новый: с новыми возможностями и надеждами. — Что пожелаете нашим читателям? — Начинающим художникам желаю, чтобы они ни в коем случае не бросали свое дело и всячески развивались. Работали не в стол, а пытались выставляться и что-то делать для своего города. Даже если это будет на обывательском уровне. В любом случае, эти навыки пригодятся в будущем. Городу и его властям — не останавливаться в развитии и сохранять то, что уже есть. Пора уже сделать акцент на культуре и красоте. Многие, кто приезжают в наш город, хотят ознакомиться с его достопримечательностями. Их же практически нет, а те, что есть — в плохом состоянии. Мне очень хочется, чтобы Тольятти стал красивым городом, где можно банально сделать интересное селфи, где можно просто прогуляться и что-то посмотреть. Тольяттинцам и не только им — становиться более ответственными по отношению к природе и к братьям нашим меньшим. Помните, все начинается с мелочи. Важно лишь начать и следить за собой. И тогда, может быть, экологические проблемы нашего времени: замусоривание, загрязнение, брошенные животные и многие другие — постепенно решатся. Беседовал Владимир Тарасов, специально для TLTgorod |
Просмотров: 12990 вставка в блог
html-код анонса:[закрыть] (мнение) Сергей Жагат: «В Тольятти выставляюсь редко: у нас нет нормального арт-пространства» | | Сергей Жагат (более известный как Serge Jagat ) — скульптор и художник-экспрессионист, проживающий в Тольятти. Летом этого года на аукционе в Японии его работу купили за 1 миллион й ен (б олее 700 тысяч ... читать новость далее |
вернуться к новостям
| |