| 24.02.2021 13:14 (мнение) Максим Малахов: «Когда ты приходишь к Истине, то и жизнь становится другой — цельной и гармоничной»
Максим Малахов: Я совершал ошибки, делал то, что убивает душу Житель Тольятти Максим Малахов — алтарник, то есть мирянин, который помогает православному священнику во время службы в алтаре. Ему 40 лет, у него есть свой бизнес и двое детей, а также он каждый день посещает богослужения. Как он пришел к Богу и почему люди боятся храмов, зачем ходить в церковь и чем занимается алтарник — обо всем этом он рассказал в интервью TLTgorod. — Максим, как вы поверили в Бога и пришли в храм? Насколько знаю, у вас целая история. — Свою жизнь я делю на две части: до прихода в храм и после. Первая была насыщенной, но в ней не было ничего хорошего, так как мое взросление прошло в «лихие девяностые». Я рано ушел из родительского дома, стал пытаться жить самостоятельно, толком не получил никакого воспитания. Связался с плохой компанией и понеслось: алкоголь, наркотики и беспорядочные половые связи. В какой-то момент я четко понял — больше так не могу, я живу не по-человечески. Пытался «завязать» и не мог. Спасло только то, что я резко оборвал все связи и на три месяца «пропал»: уехал на дачу, где пытался жить нормальной трезвой жизнью. После решил поступить в вуз, но в силу того, что в школе я бывал редко, пришлось еще целый год готовиться к поступлению. Поступил, однако проучился всего год — женился и был вынужден идти работать, чтобы содержать семью. Прошло пять лет спокойной семейной жизни, и тут мне друзья подарили одну оккультную книгу. Она меня заинтересовала. Стал практиковать разные ритуалы. И через три месяца в моей жизни начало рушиться абсолютно все: семья, работа, здоровье — со всем начались проблемы. Я не мог ни спать, ни есть, буквально лез на стенку, дошел до крайней степени отчаянья. Когда все средства были исчерпаны, моя сестра предложила съездить в Ташлу, на святой источник. Поехал, искупался, даже побывал на службе в храме. Было очень тяжело. Кое-как все сделал. На обратном пути мелькнула мысль: «Бог, если Ты есть, помоги мне! А я буду ходить каждую неделю в храм!». Через две недели в моей жизни все наладилось и я о своем зароке забыл. Спустя какое-то время, сам того не понимая, зачем-то отказался с друзьями поехать на рыбалку, а мы это делали почти каждую неделю. И тогда я вспомнил о своем обещании Богу. Деваться было некуда — пошел в храм. Это было 5 февраля 2006 года. После того, как я сходил на несколько служб, принял участие в таинствах, ощутил и пережил мистическое состояние, которое обычно называют благодатью или радостью. Я не могу объяснить словами, что конкретно со мной происходило, но именно это заставило меня, во-первых, регулярно посещать храм и жить церковной жизнью, а, во-вторых, изучать православие. Чем больше я погружался в глубины веры и жил христианской жизнью, тем больше не только понимал умом, но и чувствовал сердцем — настоящая радость только в Боге и с Богом. И поэтому я сейчас стараюсь соблюдать все посты, молиться утром и вечером, каждый день бывать на службах — хочу, чтобы Бог всегда был со мной. Когда что-то не получается, я сожалею об этом. — После того, как вы пришли в храм: изменились внутренне? Стали по другому смотреть на мир? Потому что со стороны ваш рассказ выглядит как некая магия, то есть, сделал только внешние действия: искупался в источнике, стал ходить в храм и молиться, принял участие в таинствах — и жизнь наладилась. — В этом нет никакой магии. Есть только действие Божие. Иногда Бог действует прямо — совершает чудеса. И в моем случае произошло именно чудо — Господь особо подействовал в моем отношении. Но, конечно же, и я изменился сам, потому что благодаря православию узнал, что есть духовные законы, которые говорят, что можно делать человеку, а что — нельзя. Все мои беды были от того, что я совершал ошибки, делал то, что ранит и убивает душу. К сожалению, о том, как придти к радости, к любви и гармонии в своей жизни я узнал уже взрослым, когда уже изрядно поломал сам себя. Но здесь важно понимать еще один момент: церковь говорит не только, как жить правильно, она еще дает «лекарства», без которых человек не сможет измениться и стать лучше — речь идет о таинствах, прежде всего, об исповеди и причастии. Если придерживаться законов духовной жизни, приступать к таинствам, то только тогда, с Божьей помощью и поддержкой, человек сможет внутренне измениться и возрасти духовно. Только так — милостью Божьей — человек может освободиться от греха и обрести любовь. |
— Вы сказали, что не знали, что можно делать человеку, а что — нет. Но разве светские законы государства (не убей, не укради) и, скажем так, устои общества (уважать старших, не ругаться матом) — они не дублируют религиозные? — Да, конечно, я понимал, что, например, наркотики — это точно нарушает закон. Или воровство. Но, допустим, блуд для меня был нормальным явлением. Поэтому, если какие-то нормы и дублируются, то частично и только те, которые можно «пощупать» внешне: не убей, не укради и пр. О недопустимости гордости, зависти и осуждении — я никогда не слышал, чтобы кто-то говорил об этом в светском обществе. Но даже если вы, скажем так, попробуете быть светским праведником — хорошим человеком, то есть будете стараться искренне соблюдать требования государства, закона, этики и даже евангельских заповедей, то вы быстро поймете одну вещь — у вас это не получится. Уже через пять минут вы кого-то осудите, кому-то позавидуете, а на какую-то девушку с мечтательным и сладострастным удовольствием заглядитесь. Как уже говорил, церковь не только учит правильной жизни, но еще и помогает человеку через таинства измениться. Без Бога невозможно освободиться от грехов. — Когда вы рассказывали о том, как пришли к вере, отметили, что у вас в один из моментов промелькнула мысль, мол, Бог — ты мне помоги, а я за это буду в храм ходить. Не похоже ли это на некий торг? А если бы не помог? — Наверное, если бы не помог, то и не пошел бы. Но случилось так, как случилось. И в этом обращении не было никакого торга. Это было чистое воззвание полное надежды на Бога. И Бог себя явил. — Вы — алтарник, то есть мирянин, который помогает священнику во время службы в алтаре. Как вы им стали? В чем состоят ваши обязанности? — Храм, который я посещаю, святителя Тихона на ул. Лизы Чайкиной — строящийся, а потому постоянно требуются рабочие руки. И когда я почувствовал, что Бог мне благоволит, когда он мне многое дал, у меня появилось чувство благодарности. И я стал ходить не только на службы, но и приходить помогать на стройке. Через какое-то время настоятель храма предложил мне стать алтарником. Радости моей не было предела, так как для христианина алтарь — особое место, святая святых. В алтаре находится престол — жертвенник, на котором осуществляется главное христианское таинство — пресуществление даров. Это когда вино и хлеб становятся телом и кровью Христа. Это сакральное место, а потому для меня оказаться в алтаре — большая честь и милость. Обязанности мои просты и незамысловаты: во время службы — разжечь кадило и подать его священнику, чтение различных богослужебных книг, выходы в определенные моменты из алтаря со свечой; после службы — уборка алтаря. Священник, конечно, может служить один, но это не всегда удобно, с помощником — алтарником — сподручнее. — Почему и зачем верующим нужно обязательно бывать в храме? Разве нельзя молиться дома? — Храм — это дом Божий. Во-первых, только в храме совершается главное таинство — Евхаристия. Во-вторых, одно дело молиться дома, а другое — вместе. Соборная молитва совсем иная. Сейчас постараюсь привести аналогию, чтобы объяснить, но не обессудьте, у меня нет церковного образования, а потому что-то могу напутать или сказать неуклюже. Церковь — не просто собрание верующих людей и даже не сообщество. Берите выше — это семья. У меня есть родители, которых я люблю. Иногда мы всей семьей собираемся у них, проводим время, радуем их. Я благодарен своему отцу за все, лишь потому, что он — мой отец. Также и с Богом. Он — наш небесный Отец. Мы приходим в храм, чтобы поблагодарить Его, побыть с Ним. Уверен, что у каждого верующего есть за что благодарить Бога. — Получается, Богу нужны благодарения людей? Он их ждет? — Бог — самодостаточное существо. Ему наши молитвы не нужны. Они нужны лишь нам — людям. С их помощью мы не забываем про Бога и не забываем быть благодарными за все. Потому что Бог — Он не где-то далеко, а каждую секунду рядом с нами. Он создал людей и любит их. Скажу так, мне сложно это объяснить словами, но для человека, который живет верой, молитва — потребность, необходимость. От молитвы не Бог становится добрее, а сам человек меняется. — Как вы думаете, почему многие горожане выступают против строительства храмов? — Я бы не сказал, что многие, лишь те, кто сидит в интернете, а это, как мы знаем, в основном, молодежь. Я не встречал пенсионеров, которые бы осуждали строительство или восстановление храмов. Но вопрос остается: почему молодежь реагирует негативно и озлобленно? Потерялась связь поколений. 70 лет государственного воинствующего атеизма не прошли даром. Если наши дедушки и бабушки что-то слышали от своих дедушек и бабушек про веру, то нынешнее поколение ни от кого не могло о ней услышать. Сейчас молодежь воспитывает смартфон: что они там увидят, то и воспроизводят в жизни. Но я не скажу, что это чисто российская беда, похожее происходит и на Западе. Буквально на днях читал одну статью, в которой рассказывалось о некоторых западных антихристианских силах, они напрямую говорят, что церковь для них — как бельмо на глазу. По личному опыту знаю, что когда начинаешь с молодежью разговаривать о вере, Боге, храме, то они нормально реагируют. Им все интересно. Некоторые даже начинают задавать серьезные, философские вопросы о смысле жизни и предназначении человека. И таким образом постепенно молодой человек понимает, что в церкви нет ничего страшного и ужасного, развеиваются расхожие мифы об отсталости, перед ними открывается глубина и красота веры. Разве чему-то плохому учит церковь Христова? Разве призывает к чему-то дурному? Нет. Тогда в чем дело? В злобе, которая обуяла людей. Некоторые считают, что они справедливо ругают церковь, мол, у них попы на «мерседесах». Но дело же ведь не в этом, хотя и, правда, есть такие священники, чего уж таить шило в мешке. В церкви всякие люди есть, но в моем окружении таких — нет. Наоборот, все те священники, кого знаю я, готовы пожертвовать собой, потому что они искренне верующие. И они не думают о том, чтобы обогатиться, потому что им дорог их Путь, который они выбрали. Обычно находится какой-то один незначительный негативный пример и раздувается в СМИ до размеров слона. О хороших священниках почему-то никто не рассказывает. Почему? Наверное, это никому неинтересно. Нет «жареных» фактов, нечего посмаковать за обедом. Общаясь в социальных сетях с людьми по теме строительства храма, я понял, что люди делятся на три группы. Первая — за храм. Вторая — против храма, но не против красоты и за справедливость. Они где-то услышали, что будет снесена детская площадка, и это их искренне возмущает. Когда с ними начинаешь говорить, когда приводишь им аргументы, показываешь план строительства, то они слышат тебя и понимая, что все иначе, соглашаются с тобой и меняют свою точку зрения. Третья группа — они внешне против храма, но по сути — против православия, веры и Бога. И с такими выстроить диалог практически невозможно. Они "заряжены" негативными эмоциями до самого верха. Их меньшинство, но они заводят всю остальную публику. Поэтому очень хочется, чтобы люди умели отделять факты от эмоций и не теряли голову во время дискуссий. |
— Когда стали строить храм в 7 квартале, то люди выступили против, потому что его стали строить на бывшей спортивной площадке. В 15 квартале — во дворе дома, но на стоянке для авто. Жители Шлюзового сейчас говорят, что для строительства храма будет снесена детская площадка. — Не знаю про другие территории, но если про Шлюзовой, то да, действительно, многие из комментаторов сетовали на то, что храм будет на месте детской площадки. Я по этому поводу специально все узнавал. Храм не будет заместо детской площадки. Детская площадка сохранится. Она, наоборот, будет улучшена и будет содержаться за счет храма. Плюс там появится общественный туалет. Также знаю, что община прихода в честь Марии Магдалины, которая и хочет построить тот самый храм в Шлюзовом, достаточно сплоченная, в ней много народу с окрестных домов. Они откровенно болеют и очень переживают. Они не думали, что это вызовет такую реакцию, что люди столь болезненно и озлобленно отреагируют. Они давно желают, чтобы у них был нормальный храм, а не маленький приход в уголке, который они сейчас арендуют. — Расскажите о тех хороших верующих людях, с которых можно брать пример, но о которых никто ничего не пишет. Кто эти люди? Много ли их? — Конкретно, настоятель храма Марии Магдалины — отец Тимофей. Для меня он — пример настоящего христианина. Он создал общину, причем крепкую. Многие о нем отзываются, как о священнике, который всецело отдает себя своей пастве. Он действительно работает с людьми, не бегает от них, любит их, живет их бедами, они ему как дети родные. Ему можно позвонить в любое время дня и ночи, поможет, не оставит без внимания. К тому же, он ведет социальную работу: кормят бездомных, участвовал в создании ночлежки для них. Я знаю точно, что он не может позволить себе купить нормальную машину. Ему это и не нужно. Он заточен на другое — на воплощение христианских ценностей в жизнь. — Хорошо, что есть такой достойный человек, но, в целом, в народе существует мнение, что церковь «обросла жирком», нескромная, обленилась и далека от людей и их проблем. — Давайте конкретные примеры, в чем жирок и лень. — Самый простой пример: прошлым летом настоятельница одного столичного монастыря купила себе люксовый автомобиль за 10 млн. рублей. За этот поступок ее даже публично пожурил патриарх Кирилл. Не кажется ли вам, что люди, которые занимают такие посты, должны как-то иначе себя вести. Вполне возможно, что из этих заголовков, из этих материалов у людей и складывается мнение, что церковь — нескромна. — Вот есть раздел медицины — хирургия. Допустим, один абстрактный хирург — плохой врач. Это же не означает, что весь раздел медицины плохой? Также и тут. Но лично я считаю, что этот поступок не красит настоятеля монастыря. У нас в Тольятти за эти деньги можно было бы построить четыре небольших храма. Лично я бы так не поступил. И уверен, что мои друзья-священники, тоже бы так не поступили. Зачем она так поступила? Не знаю. Но это ее личный грех. Поэтому не судите по людям, а судите по учению, по тем добрым примерам, которые есть в церкви. Их гораздо больше. Учение церкви — свято и непорочно. Оно не учит ничему плохому. Найдите мне хотя бы один момент в Евангелие и скажите, что тут нехорошо написано. Вы такого не найдете. — Понятно, что Христос говорил о добре и любви. Но почему, скажем так, топ-менеджеры РПЦ, которые к тому же еще и монахи, не прислушиваются к тому, что им говорит их Учитель? Ведь простые люди отлично видят, как отличается то, чему учит церковь и как поступают ее руководители. — Вспомните, кто распял Христа? Архиереи и богословы ветхозаветной церкви. Всегда в любой человеческой сфере есть люди хорошие, а есть — не очень. Еще раз повторюсь, что тому, что они делают — не учит церковь. В Евангелие такого нет. Эти люди совершают грех. Они поддаются своим страстям и идут на поводу у своих прихотей. Так делать нельзя. Церковь — это сообщество грешников, которые только идут исцелять свои грехи, а не праведников. — Вы отметили, что когда начинали вступать в диалог с молодежью и говорить с ней про веру, то она меняла свою точку зрения. Почему же представители церкви не делают этого на регулярной основе? Почему священники не встречаются с молодежью? — Жатвы много, а делателей мало. К сожалению, правда, такой полноценной деятельности, как вы говорите, церковь не ведет, в том числе и в сети, а надо бы, конечно. Но вы всегда можете зайти в любой храм, задать свои вопросы священнику. Знаю, что еще есть телефоны доверия, где дежурные священники отвечают на вопросы. На многие вопросы можно найти ответы и в интернете: там выложено достаточно и фильмов и литературы. — Что пожелаете нашим читателям в завершении беседы? — Ищите Истину. Глупо думать, что человек — это что-то такое, что появилось само собой. Обязательно было начало и факт творения. Без Истины тяжело жить. Говорю со своего горького опыта. Когда ты приходишь к Истине, то и жизнь становится другой — цельной и гармоничной. И детей начинаешь воспитывать так, что потом тебе за них не стыдно. Одним словом, в тебе поселяется радость. Помните, что Бог — Он не на небесах, Он — здесь, среди нас действует. И тому человеку, который Его искренне ищет, обязательно даст путь. Самое главное — искренность. Когда человек искренен, то и Бог рядом. Беседовал Владимир Тарасов, специально для TLTgorod |
Просмотров: 10343 вставка в блог
html-код анонса:[закрыть] (мнение) Максим Малахов: «Когда ты приходишь к Истине, то и жизнь становится другой — цельной и гармоничной» | | Житель Тольятти Максим Малахов — алтарник, то есть мирянин, который помогает православному священнику во время службы в алтаре. Ему 40 лет, у него есть свой бизнес и двое детей, а также он каждый день ... читать новость далее |
вернуться к новостям
| |