Президент РФ наложил вето на принятый обеими палатами парламента закон «о фейках», который возлагает на журналистов и редакции СМИ полную ответственность за ссылку на ложное сообщение другого средства массовой информации. Как отмечает
"МК", это всего лишь второе вето
Владимира Путина за все 5 лет работы Госдумы этого созыва: в декабре 2016 года под давлением общественных родительских организаций был заветирован закон о создании единой системы учета учащихся.
Закон, который сейчас категорически не понравился главе государства, был одним из тех, что неожиданно и радикально изменился по мере прохождения через разные стадии рассмотрения. Когда летом прошлого года он был внесен за подписью единороссов Сергея Боярского и Евгения Ревенко, то предлагал лишь уточнить в законе «О СМИ» правила возрастной маркировки и выглядел вполне себе безобидно - в уточнении этих самых правил были заинтересованы сами средства массовой информации. Но ко второму чтению, состоявшемуся 18 мая 2021 года, в тексте появилась подписанная теми же авторами поправка на совсем другую тему. Вообще-то регламент Госдумы запрещает менять концепцию законопроекта после принятия его в первом чтении, но такое, увы, случается.
В чем суть дела? Сейчас статья 57 Закона «О СМИ» освобождают редакцию, главного редактора или журналиста от административной или даже уголовной ответственности за распространение ложных сведений, если вредоносный фейк «дословно воспроизводит сообщения и материалы или их фрагменты, распространенные другим СМИ, в том числе сетевым изданием». Сослался на информацию другого СМИ — это другое СМИ и должно быть наказано, если информация окажется враньем.
Так вот, поддержанные Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи, большинством голосов депутатов и сенаторов поправки г-д Боярского и Ревенко предлагали наказывать журналиста или редакцию даже за процитированный должным образом, со ссылкой на источник, фейк (о чем цитировавший не был ни сном ни духом), если найти и привлечь к ответственности главного редактора СМИ, породившего ложную информацию, не удается. Не получается наказать ложь придумавшего — накажут того, кто этой лжи поверил и ее распространил. Штрафы за распространение фейковой информации, между прочим, очень даже нешуточные. Для редакций они достигают нескольких миллионов рублей.
Что дальше? Закон вернулся в нижнюю палату парламента. Теперь заниматься решением возникшей проблемы придется уже после выборов Госдуме восьмого созыва.
Автор: Редакция TLTgorod