| 12.04.2024 16:47 (мнение) Леонид Пахута: «Культуру и творчество в Тольятти поддерживали власти всех уровней»
Леонид Пахута: Слово Культура - только с заглавной буквы! 45 лет назад, в далеком 1979 году, руководителем отделы культуры горисполкома Тольятти был назначен Леонид Пахута — яркий вазовский комсомольский лидер. На своей должности он запомнился деятельным, смелым и решительным чиновником. Благодаря его активности и усилиям в Тольятти прошел первый «День города», были открыты различные учреждения культуры и привлечено внимание союзного министерства культуры к проблемам города. Каким был тогда Автоград и что в нем происходило, почему появился «День города» и как власти относились к творческим деятелям — обо всем этом Леонид Пахута рассказал в интервью ТЛТгороду. Сегодня мы публикуем первую часть беседы. — Расскажите коротко о себе. — Родился в победном 1945 году в Орле. Детдомовское, читай – советское, воспитание определило мою «общественность». В таких, как я, крепко засело лозунговое «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Признаться, позднее реальная жизнь и глубокие перемены в нашей-моей стране изрядно подправили эту «линию партии». Но природная общительность и «коллективистские» годы молодости (детдом, ремесленное училище) сделали свое дело. И вот судьба: Белорусский политехнический институт и специальность инженера-технолога металлургического производства – решительное движение в 1968 году на строящийся Волжский автомобильный завод (отказался от завидного предложения учебы в аспирантуре БПИ) – стажировка на ФИАТе (Турин) – работа мастером стержневого участка в чугуно-литейном комплексе ВАЗа и… общественная деятельность на крупнейшем автозаводе страны. Заводской комитет комсомола (идеологический сектор), комитет профсоюза автозавода (социальный блок). Новой и самой важной ступенью в моей общественной карьере стали годы советской работы – в качестве заведующего отделом культуры Тольяттинского горисполкома. Социальное развитие личности, коллектива и общества легло в основу моей дальнейшей профессиональной работы. — Каким был Тольятти, когда вы в него только-только переехали? Первая встреча? Каким он перед вами открылся? — Тольятти конца 60-х. Столица ударных комсомольских строек. Динамично развивающийся центр индустрии Среднего Поволжья. Непривычные разрывы между тремя районами города (два сложившихся и один – пока в башенных кранах), недавно (1964 г.) поменявшего свое название: Ставрополь-на-Волге стал носить имя лидера итальянских коммунистов. Котлованы и каркасы на стройплощадке автогиганта. Знаменитая всепроникающая летняя пыль в первых квартирах Автограда, просторного и растущего на глазах – почти по песне «За ночь ровно на этаж подрастает город наш…» Вопросы кадровиков, койко-место в общежитии, первые знакомства в множащемся кругу молодых специалистов: Горький, Челябинск, Минск и Киев, Москва и Ленинград, Свердловск… Осмысление поляковского тезиса: «Вам работать на новом автозаводе – вам его и строить». Да, именно так – с трудовыми мозолями и ночным бетоном, приемом и монтажом импортного оборудования, с походами и общими песнями – начиналась для посланцев из всех советских республик главная страница жизни, будущая «автомобильная держава с названьем гордым АВТОВАЗ». |
Молодой специалист приехал на АвтоВАЗ в 1968 году — Люди какими были? Какая атмосфера царила? Что происходило в Тольятти того времени? — Какими были люди на старте Волжского автомобильного? Обычные и необычные. Многомудрые направленцы с ведущих предприятий СССР и свежеиспеченные выпускники советских ВУЗов. Прагматики и идеалисты, романтики и мечтатели, карьеристы и авантюристы. Почти по веселой туристской песенке: «Кто за рублем, кто за невестой, кто просто так…» Но большинство из нас были увлечены высокой целью и общим делом: обеспечить массовую автомобилизацию огромной державы. Нас, первых вазовцев и автоградцев, объединяла уверенность (!) в светлом будущем, зависящем от всех и от тебя самого. А город у Жигулей, уже гремевший на весь Союз, превращался в центр крупного машиностроения, большой химии и автомобилестроения. Вчерашний провинциальный городок, наследовавший имя и историю скрытого водами Жигулевского водохранилища предшественника, решительно увеличивался приезжим народом. В несколько лет достигли отметки в 500 тысяч горожан, шли к близкой цели – 700 тысяч жителей и всерьез планировали войти в число городов-миллионников. Здесь сталкивались традиции и культуры, притирались характеры, формировались личности, семьи и судьбы. Своим чередом возникали бурные дискуссии о новом местном патриотизме, о комфортном Городе Будущего (задолго до модных и громких недавних Форумов с тем же манящим названием), о Душе города. — До того, как возглавитьотдел культуры горисполкома, вы с десяток лет были комсомольским лидером на заводе на освобожденной основе и занимались организацией различных культурных и социальных инициатив. Почему вас увлекла эта деятельность? Все-таки по образованию вы — инженер, технарь. — Прямо скажу, инженера из меня не получилось. Общественная стезя оказалась со слишком глубокой колеей. И даже возвращения с высоких назначений на родной автозавод оборачивались для меня очередными социальными функциями: досуг и отдых, спорт и культура автостроителей и членов их семей; социальное развитие трудового коллектива; имидж и реклама; корпоративная культура. Мне всегда нравилось работать с людьми и для людей. И меня привлекала позиция генеральных директоров АВТОВАЗа: Валентина Исакова, Владимира Каданникова и Алексея Николаева, уверенных в том, что настроение и качество жизни сотрудников во многом определяет и качество вазовских автомобилей. |
На Грушинском фестивале — Что лично для вас искусство, культура? — Как ни странно, вопрос этот совсем не прост — для меня, во всяком случае. Отличник с детства, я формально заканчивал десятилетку в школе рабочей молодежи. Мечтая стать художником, учился на столяра-краснодеревщика. Годы студенчества в Минске пролетели мигом, с радостями юношества, но без глубоких гуманитарных штудий. Спасало врожденное чувство Прекрасного, увлекала ритмика стиха, волновала музыка. Но… упущенное в молодости очень трудно наверстывалось в зрелые годы, когда темп жизни стал диктоваться ритмом главного конвейера, морем задач и обязанностей, той самою «грудою дел», что оставляет слишком мало сил (о времени молчу) на семью (росли две девочки) и самообразование. При этом я, не без грустной улыбки, соглашаюсь с мудростью древних, утверждавших, что «жизнь коротка, искусство вечно». И слово Культура предпочитаю мыслить и понимать только так, с заглавной буквы. — Как случилось ваше назначение в горисполком? Со стороны выглядит так, что ВАЗ направил своего человека в исполнительную власть, чтобы за чем-то присматривать. — Волжский автозавод, полностью введенный в эксплуатацию к декабрю 1973 года и со своими 4% в совокупном бюджете страны, считался по праву главным градообразующим предприятием Тольятти. Понятно, что и местные органы власти, с учетом очередных задач комплексного развития города, нуждались в кадровом пополнении со стороны промышленного комплекса. Дошел черед и до меня, являвшегося на лето 1979 года заместителем председателя комитета профсоюза АвтоВАЗа (тогдашнее написание названия автозавода) по социальному направлению. Пригласили в горком КПСС, предложили возглавить городскую культуру. Руководство ВАЗа предоставило мне самому определиться с местом дальнейшего служения и будущей карьерой. Перспективы участия в развитии культуры современного мегаполиса показались более убедительными и привлекательными. Впереди были те самые 7 лет, когда, при последовательной поддержке органов управления городом, а также при содействии опытных коллег из действующих учреждений культуры и искусства, удалось кое-что претворить – из идей в жизнь. — Как вас приняли в горисполкоме? В городе (культурное сообщество)? — В городском комитете КПСС, руководители которого как раз и согласовали мое выдвижение на «культурный фронт», не все тамошние партийцы приветствовали мою вазовскую самостоятельность – согласовывать каждый свой шаг с идеологами ГК КПСС, как до того водилось, я и не предполагал. Ничего, со временем мы хорошо сработались – на пользу культуре города. В областном управлении культуры моими главными союзниками стали бывшие ставропольчане – начальник управления Борис Иванович Шаркунов и его заместитель Иван Васильевич Рамзайцев. А с коллегами в структурах и учреждениях культуры нашего города мы сразу определились: я доверяю их профессионализму, не учу и не руковожу, но принимаю от них советы и предложения – для выстраивания системы эстетического воспитания населения Тольятти. Мы стали одной командой, потому нам многое удалось в то динамичное и позитивное время. |
В музее ТГУ — Что тогда из себя представлял горисполком? Какими вообще тогда были чиновники? Почему они ими становились? Что ими двигало? — Горисполком на старте моего «культуртрегерства» в 1979 году возглавлял Сергей Туркин, а после него – Анатолий Дубцов. Оба – яркие патриоты города, авторитетные руководители с крепкими характерами. Требовали и ждали от подчиненных инициативы, ответственности, самостоятельности. Не допускали мелочной и тормозящей опеки, лишнего контроля. Объединяли и вдохновляли партийно-хозяйственный актив (была такая формулировка) заботой о гармоничном и комплексном развитии современного индустриального города-творца. Работалось с такими градоначальниками и трудно – не давали спать и халтурить, и легко – поощряли здоровые идеи и смелые проекты. Пожалуй, этот период был для Ставрополя-Тольятти самым радостным, успешным и счастливым. — Чем именно вы занимались на своем посту? Вы реализовывали чужие идеи или была свобода и можно было делать что-то свое? Как вообще тогда определяли, что нужно делать в городе, откуда брались на это средства? — С новыми коллегами мы были свободны в своих замыслах и практических шагах. Я взял на вооружение лозунг Всемирного десятилетия культуры (проект ЮНЕСКО), гласивший: «Поставить культуру в центр развития». Власти города поддержали такой курс, чему способствовала подготовка специальной сессии Тольяттинского городского совета народных депутатов, утвердившей обширную и конкретную Программу культурного строительства на несколько лет. К реализации этого развернутого плана действий были привлечены все предприятия и организации города. Мы добились специального решения министерства культуры РСФСР о мерах по развитию культуры в городе Тольятти. В итоге: укрепили материальную базу действующих отраслевых учреждений и определили ближайшую перспективу строительства недостающих объектов культуры. — Что вам удалось сделать? Что благодаря вам появилось в Тольятти? Для чего вы все это делали? Что вами двигало? Какое будущее вы себе тогда рисовали? — Главный результат моей семилетки в городской культуре – команда единомышленников и азарт общих целей. Не стану перечислять новые объекты и структуры, возникшие на культурной карте тогдашнего Тольятти. Их было много, хотя и недостаточно. Но несколько общих состоявшихся действий обозначу охотно и не без гордости: новое пространство для городского краеведческого музея и рядом с ним, вскоре, филиал Куйбышевского художественного музея, развившийся своим чередом до нынешнего самодостаточного музея; уникальная, возведенная по титулу ВАЗа, школа с эстетическим блоком в Автограде (ныне – лицей искусств имени В.Н.Сафонова) и современное здание для музыкальной школы №4, носящей сегодня имя основателя В.М.Свердлова; просторный библиотечный комплекс и эстетический центр в Комсомольском районе; передача и обустройство ДК строителей (Куйбышевгидрострой) под Тольяттинский театр кукол; первый в стране Университет музыкальной культуры – под эгидой Союза композиторов СССР (заслуга горкома КПСС); система театральных гастролей с организацией специальных автобусных театральных маршрутов по всем районам города; музыкальный фестиваль «Вечерняя нота» среди оркестров ресторанов и кафе… Стоит упомянуть начатое в те годы системное взаимодействие городских структур культуры и образования и, разумеется, разработку Комплексной программы эстетического воспитания населения города. — Культура и культурная политика того времени на уровне города — это что? Продолжение идеологии государства (Коммунистической партии)? — Горьковский полемический вопрос «С кем вы, мастера культуры?» периодически звучит над просторами отчизны. В наши советские времена ответ был ожидаем: деятели культуры, разумеется, с партией, с народом и страной. Да, была всепроникающая идеология созидания светлого коммунистического будущего. Да, был искренний энтузиазм участников масштабных новостроек. Да, было ощущение надежного завтрашнего дня. Но уже на этапе возведения автозавода в Тольятти мы вполне обходились без лобовой агитки. Хотя городские концерты еще сопровождались репетициями и прогонами перед высокой принимающей комиссией. — Какое было отношение властей к людям искусства: музыкантам, художникам, литераторам, театральным деятелям? — Для Тольятти начала 80-х годов минувшего века характерна последовательная поддержка городской культуры и молодых творческих организаций властями всех уровней. Это не было идеальной картиной, исключающей разночтения и конфликты. Но общая атмосфера по отношению к Культуре была конструктивной, позитивной и даже поощрительной. Строились просторные творческие мастерские для действующих и специально приглашаемых в город художников, скульпторов, керамистов. По инициативе писателя и режиссера Валерия Николаевского был организован клуб творческой интеллигенции «Полис», проводивший жаркие дискуссии в гостеприимном краеведческом музее, руководимом неистощимой на идеи В.И.Гаврюшиной. Окончание следует Автор: Владимир Потапов, специально для TLTgorod |
Просмотров: 5965 вставка в блог
html-код анонса:[закрыть] (мнение) Леонид Пахута: «Культуру и творчество в Тольятти поддерживали власти всех уровней» | | 45 лет назад, в далеком 1979 году, руководителем отделы культуры горисполкома Тольятти был назначен Леонид Пахута — яркий вазовский комсомольский лидер. На своей должности он запомнился деятельным, ... читать новость далее |
вернуться к новостям
| |