Аслан Усоян (Дед Хасан)
Как отмечают оперативники, в громкой истории с убийством Деда Хасана бросается в глаза интересная деталь: славянские воры в законе фактически проигнорировали его смерть, не явившись как на траурную церемонию прощания, проходившую на Троекуровском кладбище, так и на последующее захоронение на Хованском кладбище.
Большую часть прощавшихся с Дедом Хасаном составляли «лица кавказской национальности», съехавшиеся в Москву со всей России. Исключение составили лишь давно и тесно связанный с Дедом Хасаном вор в законе Василий Христофоров (Воскрес) и один из его молодых приверженцев — Виктор Жаринов (Цезарь).
По некоторым данным, запрет своим подручным провожать в последний путь Деда Хасана дали сразу четыре влиятельных славянских вора в законе: Алексей Суворов (Петрик), Юрий Есин (Самосвал), Алексей Забавин (Забава) и Сергей Аксенов (Аксен).
Год назад на сходке в Греции сторонники Деда Хасана назвали Петрика человеком, идущим против воровского движения. Претензии были связаны в основном с тем, что тот активно сотрудничал с представителями кланов, позволявших себе выступать против Усояна. При этом до «раскоронации» Петрика дело не дошло — он пользуется в своей среде слишком большим влиянием, а после смерти Япончика попытался занять его место человека № 1 среди славянских ОПГ.
По одной из версий осторожный Петрик просто долго выбирал удобный момент, чтобы отомстить Деду Хасану. Поводов думать так хватало. Хотя внешне Япончик и Дед Хасан поддерживали друг друга, ходили упорные слухи, что Иваньков был слишком неудобной фигурой для патриарха криминального мира — пользовался едва ли не большим авторитетом, выдвигал претензии по поводу расходования средств из общака.
Кроме того, в криминальном мире и среди офицеров МВД циркулировали упорные слухи о якобы имевшихся у Деда Хасана тесных связях со спецслужбами. В такой ситуации Усоян вполне мог решиться на устранение Япончика, выбрав момент, когда у того обострились отношения с воровским кланом Тариэла Ониани (Таро). Все подозрения в 2009 году действительно пали именно на Таро и его сторонников.
Не исключено, что в январе этого года 50-летний Петрик провел аналогичную комбинацию, устранив Деда Хасана. В этом случае подозрения пали на лидера азербайджанских «законников» Ровшана Джаниева и Мераба Джангвеладзе, возглавившего клан Таро после осуждения последнего.
Любопытно также, что в 1990-е годы Петрик (прозвище пошло от его настоящей фамилии Петров, которую он давно сменил на Суворов) считался едва ли не главным борцом с кавказцами в Москве и участвовал в разборках с чеченцами и другими кавказскими ОПГ вместе с лидером Ореховской группировки Сергеем Тимофеевым (Сильвестром).
Тем не менее, по словам оперативников, также пока нет никаких признаков, указывающих на то, что мафиозные кланы намерены начать большую гангстерскую войну. Они не исключают, что в ходе разборок за влияние могут погибнуть несколько «воров», но основная масса останется в стороне от конфликта. Отомстить за смерть Деда Хасана обещал его племянник Дмитрий Чантурия (Мирон), претендующий сейчас на место лидера мощного клана. Оперативники в его возможностях сомневаются.
— Авторитет и влияние Деда Хасана базировались прежде всего на его мощнейшем административном ресурсе — связей не в криминальном мире, а с чиновниками, силовиками, артистами, политиками. Кому-то он оказал услугу лет 20 назад, на кого-то у него был компромат, — пояснил «Известиям» один из оперативников. — С его смертью этот авторитет пропал. Никто не будет слушать Мирона, которому едва исполнилось 30 лет.
Как отмечают в спецслужбах, расстрел в Абхазии вскоре после покушения на Деда Хасана местного вора в законе Астамура Гулии никак между собой не связаны, хотя СМИ и назвали это местью за убийство в Москве.
По словам информированного источника «Известий», 31-летний «законник», известный как Астик Сухумский, действительно получил воровскую корону всего месяц назад на сходке конфликтовавших с Дедом Хасаном «законников». Тогда коронация сразу 15 молодых авторитетов вызвала негодование последнего. Новичкам было предложено чуть ли не отказаться от титула, а остальным — не признавать их. В ответ новые воры заручились «малявой», которую и повезли в свои регионы. Однако, как считают сыщики, под пули киллера с автоматом Астик Сухумский попал совершенно по другой причине.
— В поле нашего зрения Астамур Гулия попал еще в 2001 году, когда РУБОП разогнал воровскую сходку в подмосковном Фрязино. Он тогда только начинал карьеру и сопровождал кого-то из собравшихся абхазских и грузинских авторитетов, — вспоминает оперативник.
По его словам, истинная причина гибели новоявленного вора в законе — в конфликте, который у него произошел летом прошлого года в Турции с 52-летним законником Мерабом Пипией (Мераб Сухумский). Вместе с двумя другими молодыми авторитетами Гулия сильно избил пожилого вора, попытавшись при этом заставить его встать на колени — ничего более унизительного для криминального авторитета придумать нельзя. И ответ оскорбленного «законника» не заставил себя долго ждать.