Екатерина Быстрицкая признала вину
В период 2011 - 2012 г.г. Управлением ФСБ России по Самарской области в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий получена информация о деятельности на территории г. Тольятти группы лиц, осуществлявших мошеннические действия по хищению бюджетных средств Пенсионного фонда РФ в крупном и особо крупном размере - Быстрицкой Екатерины, 1976 г.р., Добровольской Татьяны, 1982 г.р., Ростошана Артема, 1989 г.р., Меркуловой Елены, 1985 г.р., Строгиной Ларисы, 1975 г.р. и Злыгостевой Гульнары, 1966 г.р.
Как поясняют в УФСБ по Самарской области, согласно полученным сведениям, хищение стало возможным, в том числе, по причине отсутствия механизма контроля со стороны органов государственной власти за расходованием бюджетных средств Пенсионного фонда РФ на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
При реализации своих прав по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала, гражданин может в соответствии с ч. 3 ст.7 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ распорядиться ими для улучшения жилищных условий (покупки объекта недвижимости - жилища или участка земли под строительства) после трех лет со дня рождения ребенка, дающего право на данный капитал.
В случае улучшения жилищных условий за счет средств кредитной организации (целевой кредит ими ипотека), гражданин (в соответствии с действующим законодательством) может распорядиться материнским капиталом раньше.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий Управлением были получены материалы, согласно которым Е.Быстрицкая, зная об указанной госпрограмме, из корыстных побуждений организовала преступную группу, куда привлекла Г.Злыгостеву, Т.Добровольскую и А.Ростошана для осуществления противоправной деятельности, связанной с обналичиванием средств материнского капитала.
Согласно их совместному преступному плану обналичивание должно было происходить путем получения владельцем материнского сертификата кредита, соответствующего размеру полагающегося ему материнского капитала, под фиктивный договор купли-продажи жилого помещения. При этом кредитные денежные средства присваивались и распределялись между участниками преступной деятельности, а погашение основного долга и процентов по кредиту осуществлялось посредством направления средств материнского капитала. После погашения кредита фиктивно приобретенное жилое помещение отчуждалось третьим лицам.
Для реализации совместного преступного умысла указанные граждане, приступили к поиску лиц, являющихся получателями денежных средств в рамках данной программы и желающих обналичить материнский капитал.
Так, в декабре 2010 года в г. Тольятти Г.Злыгостева, действуя в интересах всех членов преступной группы, вступила в преступный сговор с Е.Меркуловой, являющейся получателем денежных средств в рамках программы государственной поддержки семей, которая дала свое согласие на участие в преступлении.
30 декабря 2010 года Е.Меркулова, действуя по указанию Е.Быстрицкой и Г.Злыгостевой заключила целевой кредитный договор на получение кредита в размере 330 000 рублей сроком на 180 месяцев на приобретение в собственность квартиры, расположенной в г. Тольятти.
15 января 2011 года на основании фиктивного договора купли-продажи данная квартира была оформлена Е.Меркуловой в собственность. Между тем, полученные ранее Е.Меркуловой кредитные денежные средства продавцу квартиры не передавались, а были распределены между преступниками.
29 июня 2011 года Е.Меркулова, обратилась в Пенсионный фонд России в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала и направлении их на улучшение жилищных условий.
28 июля 2011 года руководитель данной организации, будучи введенным в заблуждение предоставленным Е.Меркуловой пакетом документов, удовлетворил ее заявление и 17 августа 2011 года её обязательство перед коммерческим банком было погашено путем перечисления денежных средств материнского капитала в размере более 320 тыс. рублей из бюджета Главного управления Пенсионного фонда России по Самарской области.
В сентябре 2011 года Е.Меркулова оформила квартиру на имя Г.Злыгостевой, которая через два месяца произвела ее отчуждение.
Таким образом, Е.Быстрицкая, Т.Добровольская, Г.Злыгостева, А.Ростошан, Е.Меркулова, действуя в составе группы лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений совершили мошенничество со средствами материнского капитала в целях их обналичивания, то есть совершили преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Далее по подобной схеме Т.Добровольская, действуя в своих с Е.Быстрицкой и А.Ростошаном корыстных интересах, в октябре 2011 года, вступила в преступный сговор со Л.Строгиной, также являющейся получателем денежных средств в рамках программы государственной поддержки семей, имеющих детей. Согласно достигнутой договоренности Л.Строгина при обналичивании материнского капитала должна получила денежную сумму в размере 120 000 рублей. Оставшаяся часть в размере 245 000 рублей была распределена между Е.Быстрицкой, Т.Добровольской и А.Ростошаном Таким образом было совершено мошенничество со средствами материнского капитала в целях их обналичивания, то есть преступление, предусмотренное ч.3 ст. 159 УК РФ.
В 2012 году Управлением в ходе обследования места жительства Добровольской Т. изъяты: список т.н. «клиентов» объекта, воспользовавшихся услугами по «обналичиванию» материнского капитала, с указанием даты обращения и денежного вознаграждения, паспорт Т.Добровольской с проставленными в нём оттисками поддельных печатей о регистрации на территории г. Тольятти, список кредитных организаций, в которых она оформляла кредиты с использованием подложных документов.
В ходе обследования места жительства А.Ростошана изъяты: системный блок с установочными данными лиц, которым объект изготовил поддельные документы, список т.н. «клиентов», воспользовавшихся услугами по «обналичиванию» материнского капитала, с указанием даты обращения и денежного вознаграждения.
В ходе опросов Т.Добровольская, Е.Меркулова, Л.Строгина и А.Ростошан подтвердили своё участие в схеме по «обналичиванию» материнского капитала.
На основании материалов Управления возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ, по завершению предварительного расследования оно было направлено в Автозаводский районный суд г. Тольятти.
Установить фактическое место жительства Е.Быстрицкой сразу не удалось. Она приобрела паспорт на имя Е.Романовой и скрылась, в связи с чем была объявлена в федеральный розыск.
В декабре 2012 года Управлением получена оперативная информация о намерении Е.Быстрицкой выехать из г. Москвы в Ульяновскую область и приобретению ею на имя Е.Романовой железнодорожных билетов. Данная информация была доведена до сотрудников полиции. Е.Быстрицкая была задержана в г. Москве и доставлена в г. Тольятти, где по решению Автозаводского районного суда арестована с содержанием под стражей и в настоящее время ожидает предстоящего суда.
Материалы из уголовного дела в отношении Е.Быстрицкой выделены в отдельное уголовное дело, возбужденное следственным отделом УФСБ РФ по Самарской области по ч. 3 ст. 159 УК РФ, которое передано в следственный отдел по расследованию преступлений, совершенных на территории Автозаводского района СУ УМВД России по г. Тольятти.
В ходе судебного следствия Т.Добровольская, А.Ростошан, Е.Меркулова, Л.Строгина и Г.Злыгостева свою вину признали и ходатайствовали о рассмотрении материалов уголовного дела в особом порядке 29 декабря 2012 года Автозаводским районным судом г. Тольятти указанные лица признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 159.2 УК РФ. С учетом рассмотрения дела в особом порядке и наличии у обвиняемых смягчающих обстоятельств суд приговорил их к небольшим срокам лишения свободы условно.