Юрий Клавдиев
Благодаря нынешней доступности и распространенности интернета, с Марией Сизовой удалось связаться довольно быстро. Вопрос по поводу возможности ознакомиться с кандидатской диссертацией был решен. Помимо этого, Мария сообщила интересную информацию о том, что 22-24 ноября в Самаре на базе литературного музея им. А. Толстого пройдет фестиваль памяти Вадима Леванова. Возможно, на нем будут присутствовать почти все фигуранты нынешней диссертации.
Чтобы своими словами не излагать значимость упоминаемого исследовательского труда, приведу здесь отрывок из отзыва на диссертацию за авторством Павла Руднева:
«Работа М.И. Сизовой представляет из себя вдумчивый, серьезный, ответственный труд, который осмысляет с научной точки зрения в действительности важный феномен российского театра и драматургии последнего двадцатилетия, а именно драматургов-тольяттинцев. Прежде всего, важно отметить само это дерзновение - вводить в научный оборот неустоявшиеся, недооформленные явления современной культуры, к которым отнюдь не однозначное отношение внутри театральной среды. Более того, Сизова берет на себя смелость анализировать драматургов, чьи творческие биографии не закончены.
Заметна и похвальна старательность Марии Ивановны в сборе информации - она подробно демонстрирует не только путь драматургов, но и путь целой «тольяттинской школы», порой раскапывая и систематизируя факты неизвестные и не обнародованные, существующие только «на устах свидетелей». Сведения о жизни центра в Тольятти в период «до всероссийской известности» (в частности их манифесты) - бесценны. В работе огромный справочный аппарат - и внутри текста диссертации, и в приложения - попытка библиографии драматургов, сценической истории пьес (тут особенный интерес представляют сведения, почерпнутые из, видимо, домашнего архива Вадима Леванова).
Одних глав об истории центра «Голосова, 20» в Тольятти и о четырех драматургах было бы достаточно для того, что диссертация состоялась. Но М.И. Сизова вводит крайне серьезную и точную тему как интеллектуальный базис ее культурологических размышлений - это разговор о том, как драматургическое движение в Тольятти стало «городским текстом». Применяя эту известную, современную культурологическую концепцию, Сизова добивается поразительных успехов, находит точный и дельный каркас для всей своей работы.
Действительно драматургический феномен Тольятти стал тем самым «культурным слоем», который покрыл городскую среду, у которой все самоидентификаты остались в прошлой исторической эпохе (итальянский коммунизм, стройка завода, интернационализм, ВАЗ). Драматурги, развивавшиеся как «неоварвары», начинавшие культуру (свою и города) с нуля, без поддержки существующих государственных и культурных структур, могут быть воспринять как носители и создатели новой городской идеи, легенды.
Эта надстройка, как мне кажется, впервые используемая при изучении театральных феноменов, может обогатить театроведение. Драматургия, схваченная через «городской текст», может быть отличным методом анализа. Но при этом надо отчетливо понимать и опасность обратного движения: «городской текст» нельзя смоделировать, спроектировать с помощью драматургии. Он пишет себя сам, и моделированию не подлежит.
Мария Ивановна Сизова на протяжении всей диссертации находит доказательства своей идеи. Действительно город в пьесах тольяттинцев воспринимается как «испытание», аллегория стресса и отчужденности, апокалиптики и эсхатологии, вместе с тем город - это живое существо, которое может героя удержать или отпустить. Город - сон, из которого надо вырваться и из которого одновременно вырваться нельзя. Отдельная тема возникает у Юрия Клавдиева: попытаться преодолеть город можно через насилие (единственная реальная сила в урбанистической среде) либо через мифотворчество, создание легендарных оправданий жизни, изобретение альтернативной метафизики бытия.
Важен также разговор о «городском тексте» еще и в связи с тем, что тольяттинские драматурги создали пьесы о двух важнейших городских легендах Санкт-Петербурга - о блаженной Ксении (Вадим Леванов) и о блокаде Ленинграда (Юрий Клавдиев).
В самой идее театра есть нечто градообразующее - именно поэтому центр города обычно совпадает с одной из театральных площадей. В городском театре отдельный человек чувствует себя частью «городского текста», объединяется, чувствует общность. В театре восстанавливаются и лечатся связи между люди, в театре реабилитируется сила города, призванная объединять людей. Драматургия действительно отвечает проблемам урбанистического мира - Мандельштам писал о кризисе романа как о результате крушения идеи «эпического», «космического» человека. Драма как раз тут более всего отвечает самоощущению современного урбанистического сознания «без истории», «без эпики», «без природы».
Сизовой блестяще удается уловить своеобразие Вадима Леванова (онтологические проблемы мужского сознания) и Юрия Клавдиева (мифотворчество, галлюциногенность, интерес к словотворчеству). Тольяттинская драматургия вся насквозь эсхатологична и апокалиптична и в целом говорит о потребности современного человека в альтернативном христианству религиозном оправдании».
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для tltgorod.ru