В самой пьесе присутствует ряд как основных, так и второстепенных персонажей. Но для спектакля режиссер выделил всего лишь двух главных героев, столкнув их лбами между собой и оставив один на один со зрителем. Хотя у персонажей имеются имена – в программке спектакля они никак не обозначены. Но актеров-то мы можем назвать: это Елена Барамикова и Олег Погорелец. Персонаж актрисы Барамиковой – женщина с несложившейся судьбой, истово жаждущая личного счастья. У Олега Погорельца герой – безответственный враль, выпивоха и ходок, не желающий отвечать за собственные поступки. Естественно, за время действия спектакля между персонажами проскакивают и романтические флюиды, и гневные обвинения, и исповедальные раскаяния, и горькое отрезвление. За короткий, сконцентрированный период перед нашими глазами пролетает эдакая энциклопедия взаимоотношений мужчины и женщины.
Одна из зрительниц даже спросила меня: «Отчего они не расстались в первую же минуту? Ведь в парке, где находится эта скамейка, было множество других мужчин и женщин! Зачем они все эти полтора часа на наших глазах трепали друг другу нервы?!» Ну, что мне ответить? С одной стороны – таков был замысел автора пьесы. А с другой стороны – в реальной жизни концентрация чувств и эмоций не столь высока, как на сцене. В противном случае зрителю пришлось бы наблюдать за развитием событий в течение, пожалуй, десятилетий.
Обычно режиссер Владимир Хрущев ставит многонаселенные спектакли. Так, в относительно недавней премьере «Колеса» в постановке Хрущева «Визит дамы» на сцене было задействовано 36 человек – почти в полтора раза больше, чем численность труппы театра! Но тут, видимо, пришла пора сконцентрировать внимание зрителя на совсем уж локальных вещах, которые, казалось бы, лежат на поверхности, но к которым мы не всегда хотим возвращаться. Да-да, именно из-за концентрации эмоций.
Как рассказывал Владимир Хрущев, спектакль задумывался как комедия. И актерам давалась установка играть гротескных, ярких, вовсе не лирических персонажей. Поэтому вдруг неожиданным становился смех в зале в тех местах, где режиссер и не предполагал смешить зрителя, где, к примеру, планировался трагический надрыв. Но ведь у каждого зрителя могут быть какие-то свои ассоциации с увиденной историей. И поди тут теперь угадай – где этот зритель в следующий раз будет смеяться, а где – плакать.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для tltgorod.ru