АВТОВАЗ вернул себе единственного в России поставщика сборочных роботов, штампов и пресс-форм для автопрома — Волжский машиностроительный завод (ВМЗ). Его компания продала в 2013 году за долги госкорпорации «Ростех».
Возвращение под крыло АВТОВАЗа, как предполагают
«Известия», связано с интересом Renault Nissan, на который приходится 50% АВТОВАЗа, в производстве штампов и пресс-форм для российских моделей концерна. Многотонные штампы и пресс-формы — одна из наиболее дорогих составляющих в автомобильном производстве, не каждый иностранный автопроизводитель имеет собственное производство штампов.
О том, что в налоговую поданы документы на регистрацию ОАО «АВТОВАЗ» в качестве единственного участника ООО «ВМЗ», сообщили в дирекции по связям с общественностью АВТОВАЗа. Последняя выписка по ВМЗ из единого госреестра юрлиц подтверждает, что он опять перешел в 100-процентную собственность АВТОВАЗ.
Решение о продаже ВМЗ «Ростеху» было принято в 2012 году бывшим руководством волжского автогиганта во главе с Игорем Комаровым. Сделка была закрыта в октябре прошлого года. Согласно годовому отчету АВТОВАЗа за 2012 год, ВМЗ был оценен в 5 млрд рублей, однако в бухгалтерской отчетности по МСФО за I квартал 2013 года автогигант сообщил: «Общая сумма вознаграждения, полученная от выбытия (ВМЗ), составила 551 млн рублей». То есть всего лишь 11% от первоначально заявленной суммы. Сумму обратного выкупа АВТОВАЗ не раскрывает.
История ВМЗ начинается с 1972 года, изначально он создавался как вазовское подразделение по выпуску генераторов и стартеров. Однако затем на заводе освоили производство фрезерных станков и первых автоматических манипуляторов. По-настоящему промышленные масштабы завод обрел после договора 1984 года с компанией Kuka Systems GmbH о создании лицензионного производства роботов. Правда, локализация свелась лишь к выпуску механических деталей роботов, всё программное обеспечение к ним приходилось закупать у немцев. С 2000-х завод получил название «Производство технологичного оборудования», ему передали мощности по выпуску штампов и прессов. Одним из последних крупных заказов ВМЗ были линии сборки Kalina/Priora в Тольятти и конвейер Granta в Ижевске. Помимо штампов, пресс-форм, различных металлообрабатывающих станков и роботов ВМЗ выпускает автомобильные жгуты и некоторые виды комплектующих для российских автокомпаний.