«Мы не планируем сокращать людей в 2015 году. Но мы планируем продолжить переводы персонала между подразделениями. И самое главное, мы должны на 10-15% поднять свою производительность» - сказал Бу Андерссон во время встречи с работниками завода 23 октября в Лада-Арена. Просто сказать, но как это обещание выполнить?
Неблагоприятная экономическая ситуация поставила перед АВТОВАЗом сложную задачу – как сохранить коллектив в условиях, когда спрос сжимается и производство оптимизируется? На АВТОВАЗе к решению этого вопроса подошли неординарно.
В первую очередь, проблему излишней занятости стали решать за счет перераспределения персонала внутри компании. Благо есть куда переводить людей – например, на производство автомобилей на платформе Альянса Renault-Nissan.
Отчасти напряженность была снижена в результате естественной текучести кадров. Ежегодно АВТОВАЗ покидает около 8 тысяч рабочих. Люди переходят на новую работу, уезжают в другие города, меняют сферы приложения своих усилий. Освобождающиеся рабочие места занимают коллеги-заводчане, при этом прием со стороны не осуществляется.
Нововведением АВТОВАЗа в области работы с кадрами стала выплата уходящему сотруднику пяти средних заработных плат. Столь достойная компенсация является хорошей основой для того, чтобы бывший работник какое-то время мог спокойно искать нужное и интересное ему место работы, не заботясь о финансовой составляющей вопроса.
Существенную помощь АВТОВАЗу оказали и власти Самарской области. И это несмотря на то, что в Тольятти один из самых низких в России уровень безработицы, по данным на 24 октября 2014 года – 1,1 %, а вакансий в городских организациях и на предприятиях больше, чем потенциально высвобождаемых людей (к слову, по данным на это же время - предприятия и организации заявили о потребности в 14 183 работниках).
Приказом областного Министерства труда, занятости и миграционной политики был утверждён План мероприятий по содействию занятости граждан, высвобождаемых с предприятий и организаций городского округа Тольятти, в том числе из ОАО «АВТОВАЗ», и предотвращению роста напряжённости на рынке труда Тольятти в 2014 году. Так же были проведены выездные консультации для высвободившихся работников в пункте, организованном «Центр занятости населения» и находящемся на территории ОАО «АВТОВАЗ». В рамках проводимых мероприятий, «Центр занятости населения» организовал работу горячей линии на базе своего call-центра – это необходимо для оперативной консультации работников, высвобождаемых с предприятия.
К слову, по данным центра занятости, сейчас из числа лиц, обратившихся в центр занятости после работы на автогиганте, уже трудоустроено более 347 человек, 93 человека направлено на профессиональное обучение, профориентационные услуги оказаны 644 гражданам.
АВТОВАЗ продолжает заботиться о тех, кто отдал заводу знания, силы. Даже после их ухода на заслуженный отдых. И, конечно, автогигант проявляет внимание к тем, кто по объективным причинам покидает предприятие.
Как же сами бывшие вазовцы чувствуют себя после завода?
Валерий Замятин:
Я давно хотел попробовать себя в чем-то другом. Не скажу, что на АВТОВАЗе было плохо, но хотелось посмотреть на жизнь, которая происходит там, за пределами завода, хотелось чего-то иного, нового, попробовать себя в другой работе, отличающейся от того, чем я занимался раньше. В один момент я понял, что достиг уже всего того, чего хотел в стенах предприятия и нужно двигаться дальше, ведь работал на автозаводе я уже давно. И когда появилась возможность уйти по соглашению сторон – я воспользовался этим шансом и покинул своё место работы, получив положенные мне 5 окладов. Вместе с тем, мне почти сразу предложили другую работу, которая показалась мне интересной, и я согласился. Я не теряю связь с заводом – всё-таки, там у меня остались бывшие коллеги, друзья, да и в моей команде по «кругосветке» есть работники АВТОВАЗа.
Максим Ломакин:
АВТОВАЗ, как и прежде, остается первоклассной "кузницей кадров" для специалистов разных направлений. В этом мне пришлось лично убедиться. Будучи специалистом по связям с общественностью, я попал в коллектив, где меня окружали профессионалы. Здесь я смог расширить свои навыки, стать настоящим журналистом, поработать "в одной обойме" и с телевизионщиками, и с радийщиками, и с газетчиками. Я очень благодарен всем за этот опыт. В данный момент у меня появилось время для дальнейшего развития, и я стараюсь использовать его с максимальной пользой. Имея за плечами опыт работы на АВТОВАЗе, я не сомневаюсь, что всё получится.
Наталья Шумилина