Проект на завтра, а может на послезавтра - так можно назвать гибридную LADA. В России еще нет рынка таких машин, но АВТОВАЗ уже показал, что умеет разрабатывать такую технику, полностью выполнив условия госконтракта по разработке "гибридов". Экологически чистые автомобили с комбинированными энергоустановками были испытаны перед государственной комиссией Минпромторга на полигоне в Сосновке. Представители министерства подтвердили, что один из сложнейших проектов по созданию принципиально нового для России автомобиля завершился успешно.
Три «гибрида»
В число тех, кто занимался инновационным проектом, входили специалисты АВТОВАЗа, представители российских и зарубежных инжиниринговых компаний, научно-исследовательских институтов, университетов. Два с половиной года работы привели к достойному результату: была создана не одна, а три совершенно разные версии гибридного автомобиля.
Объединяет их оснащение комбинированной энергоустановкой, состоящей из электрического привода, который совмещён с автоматизированной механической трансмиссией (АМТ). А вот двигатели и даже виды топлива отличаются.
Один из вариантов "гибрида" оснащён 16-клапанным атмосферным бензиновым двигателем объёмом 1,6 л и газобаллонным оборудованием, работающим на сжатом природном газе (метане). Это новый виток развития проекта CNG – двухтопливного автомобиля, который теперь дополнен и электроприводом.
Следующий вариант снабжается 16-клапанным атмосферным бензиновым двигателем объёмом 1,4 л. Уменьшение рабочего объёма мотора влияет на снижение расхода топлива и вредных выбросов – а ведь это входит в условия госконтракта.
Третий вариант оснащён инновационным 1,4-литровым двигателем с турбонаддувом, который соответствует современному тренду «downsizing» (концепция уменьшения рабочего объёма двигателя с сохранением или даже улучшением его характеристик в плане мощности и крутящего момент).
Все три варианта скомпонованы для седана LADA Granta, но могут быть применены и на других моделях LADA – в том числе и перспективных.
Выполнили и перевыполнили
– Государство поставило перед нами задачу по улучшению топливной экономичности автомобиля, снижению токсичности и выбросов СО2, – рассказывает Константин Дёмин, руководитель проекта автомобилей с комбинированными энергоустановками СВПТР АВТОВАЗа. – В результате долгого кропотливого труда нам удалось не только достичь заданных в госконтракте параметров, но и значительно превысить их. Так, по снижению выбросов СО2 мы перекрыли контрольные показатели на 30 %, по топливной экономичности в два раза превысили соответствующее условие техзадания. Пришлось немало потрудиться над снижением токсичности. В итоге путём внесения необходимых калибровок, изменения стратегии управления автомобилем мы "побороли" и этот показатель, выйдя на уровень норм токсичности Евро-5 и Евро-6.
– Я горд, что лично участвовал в испытаниях на токсичность, – говорит главный инженер проекта Владимир Максименко. – Это было просто потрясающе – после каждого цикла испытаний отслеживать изменения и видеть улучшения. Кроме того, удалось достичь положительного энергетического баланса и заданной топливной экономичности. Работа команды была выстроена замечательно – мы все работали, как единое целое.
Дальнейшие перспективы
Что важно – часть инженерных решений, разработанных в рамках проекта, уже пошла в серию. Речь, о семействе LADA Priora, которая уже получила свою автоматизированную коробку. На данном этапе так же прорабатываются вопросы по установке АМТ на другие автомобили LADA.
Нельзя не учесть то, что инжиниринг АВТОВАЗа получил колоссальный опыт и компетенции, которые обязательно будут применены в дальнейшем. Своим мнением о проекте поделился директор по инжинирингу автомобиля АВТОВАЗа Сергей Аманов:
– Мы изначально продумывали практическую ценность проекта. В проекте реализован целый ряд технических решений, которые можно разбить на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы применения. Первое: в рамках этого проекта велись разработки системы АМТ – она уже внедряется сегодня в нашей продукции, то есть это ближняя перспектива.
В среднесрочной перспективе мы поработали над автомобилем на сжатом природном газе – провели комплекс научно-исследовательских работ и необходимый набор испытаний.
Ещё одним этапом стала разработка турбодвигателя. За счёт системы наддува мы смогли обеспечить потребительские свойства автомобиля в части динамики и при этом улучшить экологические показатели и экономику в плане расхода топлива. Но здесь потребуется серьёзная подготовка производства, и это надо отнести скорее к долгосрочным проектам.
И отдалённая перспектива, которая зависит больше от готовности нашего рынка и потребителей, – это электропривод, также реализованный в рамках общего проекта. Создана специальная архитектура автомобиля, когда с помощью контроллера верхнего уровня мы можем управлять машиной как сложной системой. Это даёт возможность опционального наращивания сложных современных функций и практически не ограничивать возможности авто.