Еще в октябре президент АВТОВАЗа Бу Андерссон рассказал о планах по изменению вазовских зарплат. Обычно заводчане требуют просто поднять оклады, но менеджемент считает, что это будет неэффективно (не говоря уже о росте затрат). Гораздо полезней и справедливей будет добавить денег тем рабочим, кто этого заслужил и кто принес компании наибольшую пользу.
Абсентеизм – что это?
Во все времена на АВТОВАЗе царила строгая система учета рабочего времени. Иногда прогульщиков наказывали рублем – «кнут» был, но «пряников» не было. Теперь же будут поощрять тех, кто не отлучался с работы в течение года. Сам термин «абсентеизим» появился в обиходе, когда АВТОВАЗ начал реализовывать проекты вместе с Альянсом Renault-Nissan.
Надо награждать тех, кто работает максимум времени – с этим никто не спорит. Но при этом из списка на премирование «выпадают» те сотрудники, кто отлучался по уважительным причинам, предусмотренным законодательством или коллективным договором. Например, отгулы предоставляются донорам крови или тем, кто по повестке должен явиться в какие-то органы власти, на военные сборы и т.д. Эти дни сотруднику оплачиваются. Но отсутствие людей на производстве, пусть даже по уважительным причинам, означает финансовые потери для АВТОВАЗа. Происходит дестабилизация работы, в итоге автозаводу требуется дополнительный персонал – примерно 3000 человек. Это дополнительные затраты, ведь кто-то должен выполнять работу за отсутствующих. Поэтому руководство АВТОВАЗа пошло на такой шаг: премия выплачена только тем, кто не пропустил ни одного рабочего дня (за исключением отпуска и прохождения медицинского профосмотра). При этом все, кто отсутствовал по уважительным причинам, свой заработок получили. У них никто ничего не забрал.
«Надо понимать, что руководство приняло решение о дополнительном премировании, – комментирует начальник управления организации труда и заработной платы Виктор Христенко. – Конечно, здесь есть элемент новизны. Никогда этого не было, никто не предупреждал заранее. Но, может быть, в этом есть и определенный смысл. Конечно, если ты заболел, то никуда не денешься – пойдешь лечиться. Однако определенные возможности у человека есть. Зачастую это бывает именно выбор сотрудника – отлучаться с работы или нет».
Оклад вместо тарифа: плюс или минус?
Больше пяти лет в автосборочных производствах АВТОВАЗа параллельно существовали две системы: традиционная – с часовыми тарифными ставками, и новая, в основе которой лежат месячные оклады для рабочих. Пилотный проект окладной системы, впервые примененный на производстве «Калина», со временем был признан достаточно удачным. Со временем две системы оплаты стали доставлять неудобства. Во-первых, это создавало недоумение у работников: почему по-разному оплачивается их труд. Во-вторых, затрудняло сравнение условий их работы и оплаты. Самое главное – возникали сложности при перемещении людей с линии на линию.
Поэтому было принято решение с 1 января 2015 года перевести на окладную систему рабочих всех автосборочных подразделений, где она раньше не применялась - это производства «Приоры», LADA 4х4 и ОПП.
«Многие рабочие опасаются, что потеряют в зарплате, и эти опасения понятны, - отмечает Виктор Христенко. - Принимая такое решение, руководство пошло на то, чтобы увеличить фонд оплаты труда – как раз для того, чтобы доход у людей сохранился. У каждого человека сложился свой индивидуальный уровень зарплаты: одни работали более интенсивно, другие - менее, выполняли разный набор операций. В окладной системе каждому свой оклад не присвоишь, это уже будет не система. Есть определенный набор окладов - шесть уровней. Каждому работнику необходим определенный оклад, в зависимости от его опыта, квалификации, предыдущей работы. Появляется необходимость в округлении, поэтому при установлении этих окладов мы придерживались принципов, что человек не должен потерять в зарплате. Если он попадает между двумя уровнями, то ему присваивается более высокий. Этой работой в каждом производстве занимается специальная комиссия, и, повторюсь, деньги под финансирование такого перехода заложены».
Мастер – звание гордое… и денежное
«У мастера забот полон рот и один оклад», - говорил киноперсонаж, объясняя свое нежелание расти из слесарей в мастера. Даже несмотря на повышение в 2013 окладов вазовским мастерам на 10%, заработная плата у линейных руководителей оставалась на том же уровне, что и у рабочих, или же была чуть выше. На АВТОВАЗе долго не решались на существенный разрыв в зарплате рабочего и мастера. Сотни заводских должностей и профессий выстроены в определенном соотношении друг с другом по уровню заработной платы. Мастер должен получать больше рабочего… но меньше начальника цеха. Кто будет работать начальником цеха, если у мастеров такая же зарплата? Хотя уровень ответственности у начальника гораздо выше. Все эти вопросы можно обсуждать до бесконечности, поэтому опять понадобилось волевое решение Бу Андерссона. С 1 декабря мастера и старшие мастера получают надбавку в размере 25%. Она устанавливается сроком на 6 месяцев – то есть это не гарантированное повышение зарплаты. Для многих надбавка является своеобразным авансом: мастера – это зачастую молодые люди, которым нужно дать возможность закрепиться на рабочем месте и проявить себя.
Что будет в 2015-м?
По всем макроэкономическим показателям, год для АВТОВАЗа будет сложный. «Увеличение зарплат будет, а что касается премий… для этого мы должны стать прибыльными, - отмечает Бу Андерссон. – Как минимум, мы должны запустить автомобили Vesta и XRAY в срок и в нужном качестве».