Руководство АВТОВАЗа – теперь уже бывшее, надеюсь, – настолько увлеклось «оптимизациями» (проще говоря, сокращениями) и решением гендерных вопросов, что совсем забыло об имидже. И о том, что в формировании этого самого имиджа, или – по-русски – образа предприятия, не последнюю роль играют СМИ. Впрочем, цинизм в отношении способных делать приличные средства информации профессионалов-журналистов (цинизм в интерпретации Оскара Уайльда: «знать цену и не ценить») присущ не только тольяттинскому автогиганту. Если, конечно, его это утешит...
Сокращать, резать, кастрировать – занятие увлекательное, остановится трудно. И, видимо, не зная уже, чего бы ещё такого сократить, добрались до бренда. До святыни, которую беречь пуще глаза полагается – как полковое знамя, не иначе...
Не откажу себе в удовольствии ещё раз напомнить
фразу якобы Бу Андерссона из публикации в заводской газете «Волжский автостроитель» от 24 апреля 2015 года, вмиг обретшую крылья и разлетевшуюся по просторам автогиганта, а теперь и по всему Интернету: «Мы можем гордиться своим бредом». Из контекста же, обрамляющего сей перл, следует, что президент компании знаком с историей завода, начиная с «копейки», и испытывает гордость за предприятие, которое ему доверили... Словом, полная несуразица...
Раритетный теперь уже номер газеты (если в современном обличье то, что когда-то было вполне приличным изданием, можно назвать таковой) мне презентовал друг, знающий мою слабость собирать подобные диковины. «На, – говорит, – Плюшкин, для твоей кунсткамеры. Золотой экспонат!»
Воистину золотой. Оговорка ведь и в самом деле по Фрейду. И кто бы сейчас ни пытался обвинить автора в «ловле блох», я-то убеждён: всё, включая бардак в стране и мире, начинается с малого. С таких вот показательных «мелочей», свидетельствующих о том, что мы живём в век великой халтуры и безответственности. И это превращение «бренда» (а так, наверняка, выразился сам г-н Андерссон) в «бред», насмешившее публику, – ну никак не получится объяснить одной лишь досадной опечаткой.
Как напомнили мне коллеги (да я и сам знаю эту феерично-эпическую историю), последний раз нечто подобное произошло в Тольятти более четверти века назад, в конце 1980-х. Это когда в городской газете «За коммунизм» появилась фраза: «Партия – источник всех наших бед».
Не зря сказано: «как вы лодку назовёте, так она и поплывёт» – и в те незабвенные времена это понимали все. Трансформация «Победы» в «беду», знакомая старшему поколению, хороша для детской книжки и мультфильма – но сотрудники городской газеты немало натерпелись, прежде чем скандал сошёл на нет. В тот раз действительно виной всему была досаднейшая опечатка, поскольку почвы для «системной ошибки» не было – оптимизировать» кадры и секвестировать затраты на рупор горкома КПСС никому даже в голову не могло прийти. Да и «идеологической диверсии» не могло быть по определению...
(Замечу, к слову: случайно закравшаяся «беда» оказалась почти пророческой – очень скоро учредитель вместе со всей его «вертикалью» приказал долго жить.)
И вот – новый анекдот. Получается, «Волжский автостроитель» обновил исторический рекорд, и уже одним этим забил себе место истории отечественных СМИ, которую препарируют будущие журналисты. На подобных вещах они, собственно, и учатся, как не надо делать газету.
У вазовской многотиражки, насколько я помню, таких проколов никогда не было, разве что кроме одного случая: когда зам. главного редактора уволили, кажется, за «не ту» картинку, – но читатели этого даже не заметили.
Причина «бредового» сбоя некогда хорошо налаженной «информационной машины», какой был «ВА», да и другие вазовские СМИ до осени прошлого года (а именно тогда случилась тотальная распродажа активов и «оптимизация» профессиональных кадров, в том числе в информационном холдинге АВТОВАЗа ), – вовсе не в «стрелочниках»-корректорах. Победа-беда проистекает, что называется, «с головы». Как мне представляется, всё дело – в топ-менеджменте последнего призыва, абсолютно не компетентном в непростом деле управления «тончайшей материей» СМИ, в желании любой ценой сэкономить на таких вот «непрофильных активах». Мысль о том, что с водой легко выплеснуть младенца, их, похоже, даже не посетила. И выплеснули. Ну разве не бред?
Впрочем, это не специфика АВТОВАЗа. Пренебрежение к азам культуры, игнорирование профессионалов и мнения экспертного сообщества – общая глобальная беда, которую нам пытаются выдать за победу. При этом, правда, – какова бы ни была степень деградации, всё же не каждый готов во всеуслышание объявить, что он гордится своим бредом...
Поскольку я три последних года работал в одном из таких вазовских СМИ – есть ощущение, что здесь тот самый редкий случай. Не один я с грустью наблюдаю, как некогда приличные медийные «активы» новые хозяева и, с позволения сказать, управленцы буквально на глазах превратили... как бы это помягче... в унылое г...
Опыт показывает: интересной и полезной, стоящей читательского внимания, а то и доверия газета, пусть даже обычная «корпоративная брехаловка», может быть лишь тогда, когда ценят профессионалов, как минимум, не бьют их по рукам и не считают тупой и безмозглой обслугой. Хорошо бы ещё при этом и читателей – сотрудников компании – не держать за полных идиотов, которых можно бесконечно водить за нос «руками» тех же журналистов...
Восемь лет я сам работал главным редактором газет, учреждённых крупными компаниями в сфере энергетики и образования. (Короче, в корпоративных, – поправят меня «знатоки», – но я готов в очередной раз напомнить, что понятия «корпоративные издания» де-юре не существует – его нет ни в Конституции РФ, ни в основном регулирующем Законе «О СМИ». Оно лишь в больном воображении разного рода наполеонов, которые используют «свои газеты» исключительно для лакировки собственного фейса). И прекрасно понимаю, как много зависит от того, кто курирует редакцию от лица администрации и как глубоко суёт нос в профессиональные дела редакционного коллектива сам «великий и ужасный» главный начальник. Должен сказать, в основном с «шефами» мне везло – главному редактору с огромным опытом не мешали и даже помогали выпускать приличные газеты. Правда, однажды целый год пришлось потратить на то, чтобы попытаться объяснить очередному пупу земли, который денно и нощно учил журналистов, как правильно писать, редактора – как редактировать, а корректора – корректировать, – что не царское это дело. И что настоящий, не самозваный корректор, а тем более редактор, незаменим. Что есть устоявшаяся, проверенная технология выпуска газеты, которую нельзя нарушать. И что в нормальном режиме работы практически исключено пропустить букву в таких словах, как «бренд» – ибо они, поскольку легко оборачиваются «бредом», находятся в зоне особого внимания...
Лично я сомневаюсь, что АВТОВАЗу больше нечем гордиться, кроме... «своего бреда». Впрочем, заводчанам виднее.
Сергей Мельник, специально для TLTgorod