Воронежское региональное следственное управление сообщило о расследовании уголовных дел по факту аварии на аммиакопроводе «Тольятти-Одесса» в селе Липяги Терновского района. Таким образом, пусть и с трехмесячной задержкой, правоохранители отреагировали на экологическую катастрофу в Воронежской области. Общественность требует посадок виновников аварии. Судя по жесткому настрою губернатора Алексея Гордеева и экологов, контролирующих ход расследования, как минимум топ-менеджерам «Трансаммиака» уйти от ответственности не удастся.
Официальный релиз воронежского следственного управления довольно сух. Уголовные дела по факту аварии на аммиакопроводе «Тольятти-Одесса» возбуждены отделом дознания главного управления МВД по региону сразу по двум статьям УК РФ - «Загрязнение вод» (ч. 1 ст. 250) и «Порча земли» (ч. 1 ст. 254). Для расследования они переданы в региональное следственное управление. Известно, что максимальное наказание по второй статье предусматривает лишение свободы на срок до двух лет.
По версии следствия, 21 июня на 996-м километре магистрального аммиакопровода «Тольятти-Одесса», проходящего у села Липяги, произошла авария, вследствие которой наблюдалась утечка жидкого аммиака. Она привела к загрязнению атмосферы, почвы и массовой гибели рыбы. Из акта технического расследования причин аварии «Трансаммиака» следует, что утечка аммиака из-под фланца шарового крана возникла ввиду неудовлетворительного качества ремонтных работ на трубопроводе, проведенных в мае 2014 года. То есть, если называть вещи своими именами, налицо - преступная халатность, которая только по случайности не привела к человеческим жертвам.
В сообщении регионального следственного управления в качестве организационных причин аварии называются отсутствие должного контроля со стороны руководства предприятия по организации ремонта. Он заключался в замене шарового четырехдюймового крана байпасной линии поста обратного клапана ОК 6К6. Кроме того, констатируется «ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ремонтным персоналом при проведении вышеуказанных работ».
Непосредственной причиной утечки аммиака стала разгерметизация фланцевого соединения шарового крана байпасной линии ОК 6К6. Она повлекла за собой химическое загрязнение почвы на участке поля площадью 64,8 га, расположенного у села Липяги, его размер оценивается в 855 млн рублей, а также загрязнение водно-биологических ресурсов реки Сухой Карачан, которое «причинило существенный вред рыбным запасам в виде массовой гибели различных видов рыб в реке на сумму не менее 1,2 млн рублей» и «привело к отравлению аммиаком местного жителя».
К официальному сообщению следствия возникает множество вопросов, начиная с того, почему уголовные дела появились спустя больше трех месяцев после аварии. Официально задержка объясняется большим количеством анализируемых материалов. Но главное, что уголовные дела таки возбуждены. Замылить тему не удалось.
Однако главными виновниками аварии по праву следует считать владельцев «Трансаммиака» и химического предприятия «Тольяттиазот» - Владимира и Сергея Махлаев, уже многие годы отсиживающихся за границей. Если даже руководителя воронежского участка аммиакопровода уволят, никто не даст гарантии, что новый начальник наведет порядок, если порядка не требуют хозяева. А им, похоже, совершенно наплевать и на техническое состояние своих заводов и трубопроводов, и на население тех регионов, где они расположены. Они не боятся ничего, ведь случись новая авария - попробуй доберись до них в Англии и США. Несмотря на то что они оба, а также их иностранные подельники заочно арестованы и находятся в международном розыске по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере, реального наказания они не понесли. Они прячутся не только от правоохранительных органов, но и от СМИ, поэтому никаких извинений или объяснений по поводу аварии на аммиакопроводе мы так и не дождались.
А ведь экологическая катастрофа в Липягах с самого начала находится в центре внимания общественности и массмедиа. Директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов прямым текстом требует от следствия и суда посадок конкретных виновников аварии на магистральном аммиакопроводе. По его словам, она только чудом не привела к человеческим жертвам. «Мы были на месте катастрофы вскоре после случившегося, - рассказывает эколог. - Если бы авария произошла не вечером, а ночью, жертвы были бы неизбежны. Село Липяги расположено в долине, вы представляете, что было бы, накрой его аммиачное облако? Понюхайте нашатырного спирта - и вы поймете, что я имею в виду».
Некомпетентные действия топ-менеджмента «Трансаммиака» Роман Пукалов однозначно трактует как преступную халатность. На месте аварии сотрудники «Зеленого патруля», по его словам, зафиксировали загрязнение почвы на площади около 170 гектаров. «Поэтому немного непонятно, почему следствие отталкивается от загрязнения 64,8 гектаров, - возмущается гражданский активист. - Но я уверен, что благодаря контролю за расследованием со стороны общественности виновным не удастся уйти от ответственности. Мы требуем не просто галочных уголовных дел, а посадок!»
Губернатор Алексей Гордеев в отношении «Трансаммиака» настроен не менее жестко. «Начинаешь разбираться в обстоятельствах аварии - и наблюдаешь чистый шараш-монтаж, - заявлял глава Воронежской области. - Частная фирма владеет колоссально опасным ресурсом, и еще там у них какая-то внештатная служба... Надо серьезно разбираться на федеральном уровне. Мы предъявим весь комплекс претензий, который касается жизни наших граждан».
Резюмируя, заметим: с одной стороны, сам факт возбуждения уголовных дел надо приветствовать («Ну наконец-то!» - не скрывает радости эколог Роман Пукалов). С другой, они появились с большой задержкой, а их расследование может затянуться так же, как затягивается расследование уголовных дел в отношении владельцев «Трансаммиака» и «Тольяттиазота» Махлаев. Ну и, в-третьих, следствие все-таки должно прислушаться к мнению общественности и заняться более тщательным исследованием ущерба экологии. Эксперты уверены, что тщательное расследование в рамках теперь уже уголовных дел и наказание виновных добавят воронежской правоохранительной системе и - шире - власти авторитета.