Говорят, первый раз – случайность, второй – совпадение, третий – закономерность. Но мажоритарные акционеры "Тольяттиазота" не приходят на собрание уже в четвертый (!!!) раз в текущем году. Хозяева предприятия во главе с главой ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым вновь провалили явку 22 ноября.
30 июня истекли полномочия совета директоров ТоАЗа и без проведения собрания акционеров никто не продлит полномочия его членов и не изберет новых. Управление обществом фактически оказалось парализованным. Эксперты сходятся во мнении, что годовые собрания срываются намеренно, и тактика эта была избрана новым президентом ЗАО "Корпорация Тольяттиазот" Кирсаном Илюмжиновым. Не так давно глава ФИДЕ инициировал новое "дело ЮКОСа", когда швейцарская компания Ameropa Андреаса Циви, владеющая около 13% акций завода, потребовала от российских властей $450 млн в качестве компенсации за ущерб, который она якобы понесла в результате расследования уголовного дела о махинациях на ТоАЗе. Если Россия не подчинится требованиям Циви, он обратится с иском в международный арбитраж. В этом случае нашей стране грозят многомиллиардные убытки. Напомним, что по оригинальному делу ЮКОСа акционерам присудили $50 млрд компенсаций, и аресты российской собственности в европейских странах уже начались.
Вероятно, саботаж годовых собраний связан именно с планом Илюмжинова по выбиванию компенсаций с России. Жертвой разыгранной гроссмейстером партии пока оказался сам многострадальный завод, а также миноритарные акционеры. В сложившейся ситуации невозможно рассмотреть вопрос о начислении дивидендов, не утвержден годовой отчет за прошлый год, не назначены ревизионная комиссия и аудитор. Вдобавок ситуация подпадает под ч.5 ст. 15.23.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность дисквалификации должностных лиц и штраф 500-700 тыс. руб. для юридических лиц. Лишенный полномочий совет директоров ТоАЗа недавно лишился еще и самых видных членов: в сентябре Басманный суд Москвы по ходатайству следствия отстранил от председателя совета директоров и совладельца ТоАЗа Сергея Махлая, также экс-гендиректора Евгения Королева. Суд посчитал, что находясь на свободе и занимая высокие посты, Махлай и Королев могут препятствовать следствию, давить на свидетелей, уничтожать улики и продолжать преступную деятельность, угрожая законным интересам ОАО "Тольяттиазот".
Напомним, в конце 2012 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере на ТоАЗе. По версии следствия, "Тольяттиазот" продавал свою продукцию по заниженной цене трейдеру Nitrochem Distribution AG, дочерней структуре Ameropa AG Андреаса Циви, который еще и владеет 12% акций "Тольяттиазота". Трейдер, в свою очередь, реализовывал продукцию завода всему миру уже по рыночной цене. В 2014 году было возбуждено еще одно уголовное дело – на этот по статье "злоупотребление полномочиями". Следователи обнаружили, что из "Тольяттиазота" были незаконно выведены наиболее ликвидные активы – метанолового производства вместе с земельным участком, на котором оно расположено. Суммарный ущерб, нанесенный предприятию незаконными действиями, оценивается экспертами в $1,5 млрд, а государство недополучило 5 млрд руб. налогов. В декабре 2014 года суд заочно арестовал руководителей ТоАЗа и их партнеров – теперь уже бывшего председателя совета директоров Сергея Махлая, совладельца Владимира Махлая, главу Ameropa Андреаса Циви и директора Nitrochem Беата Рупрехта. Все пятеро фигурантов уголовного дела разыскиваются Интерполом, а само оно находится на особом контроле у председателя СК РФ Александра Бастрыкина. Как отмечают эксперты, если раньше миноритариев завода обирали с помощью трансфертного ценообразования, то теперь им просто не платят дивиденды – срыв годовых собраний вошел у основных владельцев ТоАЗа в привычку.
Многократный срыв собрания акционеров крупного акционерного общества – случай для нашей страны довольно редкий, если вообще не экстраординарный. Будущее крупнейшего в регионе завода и более чем 4 тыс. его сотрудников, ставших заложниками войны недобросовестных бизнесменов с Россией, пока остается под большим вопросом.