Согласно плану, на 2,7 млрд руб. город обновит парк троллейбусов и автобусов. Но самым большим новым объектом должен стать мост через Волгу с обходом Тольятти и выходом на дорогу М-5 "Урал". На него в общей сложности необходимо потратить 71% от всех средств — 35 млрд руб.
Минпромторг не ответил на запрос Лайфа, по какой причине Тольятти должен получить столь значительные инфраструктурные инвестиции. Впрочем, источник агентства в правительстве, знакомый с историей появления плана реконструкции города, сообщил, что изначально юбилей завода был формальной датой.
— Когда шла речь о подготовке празднования юбилея "АвтоВАЗа", проведение какого-то помпезного мероприятия даже не обсуждалось. Была идея восстановить инфраструктуру города. Хотелось сделать нечто подобное тому, что произошло в Сочи в связи с проведением зимних Олимпийских игр, только в своём формате, — сообщил собеседник.
Сейчас Тольятти трудно назвать благополучным городом, впрочем, и на "АвтоВАЗе" ситуация далека от идеальной. С января 2014 по январь 2016 года численность сотрудников "АвтоВАЗа" сократилась с 72 тыс. человек до 48 тыс. человек. Кроме того, в городе прекратил работать крупный поставщик автогиганта — "АвтоВАЗагрегат". Сократил кадровый состав более чем на треть "Волжский машиностроительный завод".
В 2014 году департамент социологии Финансового университета при Правительстве России поставил Тольятти на первое место по бедности населения, доходы жителей города оказались самыми низкими по стране. Собственно, это же исследование стало для губернатора Самарской области Николая Меркушкина поводом обратиться к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой включить Тольятти в первую группу моногородов (к их числу относятся моногорода, в которых сложилась критическая финансово-экономическая ситуация). Позже Меркушкин озвучил идею придания грандиозного масштаба 50-летию "АвтоВАЗа" Владимиру Путину во время визита президента в Самарскую область.
В пресс-службе администрации Самарской области Лайфу сообщили, что наибольший вклад в планирующуюся модернизацию Тольятти принадлежит именно правительству региона.
— В долгосрочной перспективе все вышеуказанные мероприятия и задачи направлены на повышение качества жизни жителей Тольятти, многие из которых посвятили и продолжают посвящать свою жизнь работе на "АвтоВАЗе". Сотни тольяттинских семей работают на заводе династиями, — отреагировали в администрации региона.
Столь масштабная реконструкция Тольятти никакого экономического прогресса городу не несёт, считают эксперты.
— У нас все моногорода, вплоть до одного, — да и не только они — сейчас находятся на минимальном уровне жизненного обеспечения. Это в основном были города, сориентированные либо на научные разработки, либо на ВПК. Можно взять любой из них и думать, как дать людям возможность заработать, и чтобы это было во благо государства. И уже точно не нужно этим городам к юбилеям красить фасады. Для начала необходимо смотреть на увеличение рабочих мест и развитие реального сектора экономики. Завтра, к примеру, грянет кризис в Тольятти, и все эти красивые обновки вмиг превратятся в развалины. Фактически это искусственное приукрашивание жизни огромными бюджетными средствами вместо реальной помощи. Я это никак не могу оправдать, — отреагировал депутат (КПРФ) Госдумы Валерий Рашкин.
Тольятти уже давно не моногород, и его население не зависит от "АвтоВАЗа", выбор этого города в качестве объекта вливания госсредств определён лишь качеством лобби "АвтоВАЗа", убеждён автомобильный обозреватель и главный редактор портала AMSRUS Сергей Асланян.
— О каком моногороде можно говорить, если на заводе работает всего 48 тыс. человек (численность жителей города — 713 тыс. человек), что составляет около 7% из всех жителей города? В Тольятти ликёро-водочные заводы, химическая промышленность, театры, мебельные фабрики и многое другое. Понятно, что со столицей его не сравнить, но, по сути, его диверсификация равна московской, — отмечает Асланян.
По словам эксперта, "АвтоВАЗ" и косвенно Тольятти регулярно получают деньги государства: в 2009–2011 годах в рамках спасения завода от банкротства компания получила 75 млрд рублей беспроцентного займа. Кроме того, все фонды программ по поддержке спроса на новые автомобили (компенсация на утилизацию и "трейд-ин", субсидирование автокредита и лизинга) в большей степени выбираются "АвтоВАЗом". В то же время с 2012 года завод приносит убытки, в 2015 году убытки достигли 74 млрд руб.
— По всем жизненным шагам "АвтоВАЗа" мы видим, что это обычное бюджетное учреждение, не рассчитанное на прибыль, но всегда покрываемое бюджетом налогоплательщиков. У нас сейчас два государственных тренда: патриотизм и праздники. И в этом смысле ничего удивительного, что юбилей "АвтоВАЗа" подпадает под оба направления. Причём обоснованность ассигнования совершенно непонятная, к примеру, замена городского транспорта. Почему, если "АвтоВАЗ" дожил до определённого возраста, из бюджета страны решаются проблемы отдельно взятого города, — задаётся вопросом Асланян.
Глава независимого профсоюза "АвтоВАЗа" Пётр Золотарев считает, что главная проблема Тольятти — это сокращение рабочих мест, из-за чего город может повторить судьбу американского Детройта, который пришёл в упадок:
— Теперь люди стремятся уехать из Тольятти. У них нет уверенности в завтрашнем дне: власти обещают стабильный рост зарплат и гарантируют, что увольнений не будет, а на самом деле всё происходит наоборот. По ситуации на сегодняшний день можно сказать, что город деградирует, инфраструктура разрушается, закрываются магазины и рестораны, падает потребление, так как у жителей просто нет денег.
Впрочем, изменят ли ситуацию 50 млрд рублей, потраченных на юбилей — большой вопрос.