| 20.06.2016 15:58 (мнение) Театральная лаборатория в театре «Колесо»
Эскиз спектакля Анна в тропиках Вчера, 19 июня, в тольяттинском драматическом театре «Колесо» имени Глеба Дроздова завершила свою работу Экспериментальная творческая лаборатория по современной драматургии, организованная Государственным Театром Наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации – в рамках программы поддержки театров малых городов России. Далее для краткости будем называть это Театральной лабораторией. О начальной стадии тольяттинской программы мы уже писали: первые четыре дня проходили мастер-классы по сценическому движению и сценической речи от ведущих российских педагогов. Далее всю неделю, начиная с 13 июня, вторая половина дня вплоть до вечера была посвящена репетициям. Возможно, для задействованных в Лаборатории тольяттинских актеров ситуация была стрессовой: помимо нешуточных физических нагрузок на мастер-классах, им предстояло за четыре-пять дней выучить свои роли, а в конце недели сыграть эскизы трех спектаклей. Лабораторный формат позволяет показывать эскиз с текстом роли в руках, это же еще не окончательная версия спектакля, а некая его промежуточная стадия. Действительно, подавляющая часть актеров выучила роли за время, отведенное для лаборатории, что позволило руководству театра поерничать о том, почему, дескать, в штатном формате некоторые товарищи не в силах выучить роль за один-два месяца? |
Эскиз спектакля Отрочество |
Олег Лоевский и Евгения Беркович – на обсуждении спектакля Итак, субботним вечером был показан эскиз спектакля «Анна в тропиках» по одноименному произведению Нило Круза. Режиссер показа Елизавета Бондарь (г. Москва) известна преимущественно постановкой опер и музыкальных спектаклей (да у нее, в принципе, специальность – «режиссура музыкального театра»). За неимением певческих кадров, в «Колесе» был подготовлен блиц-показ драматургического спектакля. Сюжет этой истории замысловат. Чтец на сигарной фабрике читает работникам «Анну Каренину». Воспринятое на слух произведение не только активно обсуждается темпераментными тружениками табачных плантаций: этот проклятый русский роман удивительным образом разрушает жизнь героев спектакля, толкает их на импульсивные поступки, которые вовсе не должны следовать из повествования романа Льва Толстого. Эскиз был показан в малом зале, который пока не функционирует в качестве зрительного зала, в обычное время в нем проводятся лишь репетиции и занятия по хореографии. Была подготовлена так называемая «черная комната»: высокие окна завешены черной драпировкой, а стены и так были покрашены в черный цвет. Разделения на сцена-зрительный зал не было, в отдельные моменты актеры могли случайно коснуться, задеть зрителей. Поэтому блеск глаз, слезы, капельки пота были отчетливо видны. До сих пор перед глазами стоит сцена, где персонаж актера Андрея Амшинского, немолодой горбун Чече, испытывает вожделение к дочери хозяина фабрики Мареле, которая в образе главной героини должна стать лицом товарной марки новой линии сигар под названием «Анна Каренина» (актриса Марина Филатова). Этот страшный, по сути, эпизод, сыгран так, что сцена вызывает не отвращение, а сочувствие несчастному герою. |
Эскиз спектакля В тени виноградника |
Зрительный зал в фойе театра Не будем останавливаться на детальном разборе, все равно нет смысла рассказывать о спектакле тем, кто не побывал на нем и больше его никогда не увидит. Обойдемся общим обзором, чтобы как-то осмыслить происходящее. На воскресенье, 19 июня, попало сразу два показа. В дневной по времени истории, подготовленной режиссером Евгенией Беркович (г. Москва), были фрик-дефиле, буффонада, похоронные лафеты, опускаемые при помощи машинерии сцены. Рано лишившийся матери юноша подвергается постоянной опасности: страшные персонажи претендуют не только на его душу, что не страшно, бога же нет, но и на его тело. Перед глазами разворачивается эдакая вампирская сага, где с каждой минутой кошмар становится все мучительней, а образы героев все ужасней. По описанию вы, конечно же, узнали – это эскиз спектакля «Отрочество» по мотивам одноименной повести Льва Толстого (заметьте, в нашей истории он фигурирует уже во второй раз!). Автор сценической версии – современный российский драматург Ярослава Пулинович. Этот показ был выполнен в большом зале. Данная работа как в процессе подготовки, так и после демонстрации результата вызвала ошеломление и целый ряд разносторонних эмоций. Так что я бы порекомендовал театру «Колесо» вцепиться в режиссера Евгению Беркович мертвой хваткой и попробовать осуществить с ней какую-нибудь постановку, не обязательно на материале, использованном при проведении нынешней Лаборатории. А то ведь тольяттинский зритель путем голосования так и будет выбирать в качестве лучшего спектакля года очередной водевиль. Разумеется, это характеризует зрителя. Но у театра же есть возможность манипулировать публикой, способствовать ее развитию или, наоборот, деградации (назовем это декадансом). Финальный показ – эскиз спектакля «В тени виноградника»: пьеса драматурга Валерия Мухарьямова была написана по мотивам рассказа нобелевского лауреата Исаака Зингера «Последняя любовь». Литературный материал предназначен для возрастных актеров: все-таки возраст персонажей пьесы – 60-80 лет. Режиссеру Георгию Цнобиладзе (г. Санкт-Петербург) достался самый сложный актерский контингент, поскольку люди заслуженные не всегда готовы беспрекословно следовать установкам режиссера, который вдвое, а то и в больше раз младше их. Но в том и состоит профессионализм актеров, чтобы сразу приступить к работе, а не меряться возрастом, или чем-нибудь еще. В релизе вижу, что Георгий Цнобиладзе – участник лабораторий в двух десятков городов: их география еще раз напоминает, насколько необъятна Россия, а количественный показатель подтверждает опыт режиссера. Герои спектакля – старые (не пожилые даже) евреи. Стереотипы ту же подсказывают нам, что сейчас мы или услышим трагическую историю о судьбе еврейского народа, или нас замучают этими вашими еврейскими шуточками и анекдотами. Причем в произношении все это будет сопровождаться суржиком из еврейских местечек. Да не было ничего подобного, отстаньте вы со своими антисемитскими стереотипами. Была показана трогательная история человеческих взаимоотношений. Правда, закончилась она как-то обидно и несправедливо. В отличие от предыдущих показов, здесь можно перечислить всех задействованных актеров, их немного. Это заслуженная артистка России Ольга Самарцева, ее партнер по сцене актер Сергей Максимов, а также актер Валерий Логутенко. Целый ряд эпизодов достался актрисе Юлии Киреевой, но она пока еще не входит в категорию ветеранов сцены. Удивило лишь то, что она умудрилась поучаствовать и в предыдущем показе в этот день. Была в спектакле и милая шутка, понятная только работникам и завсегдатаям театра: роли лакеев, прислуги исполнили монтировщики, рабочие сцены. Гладко выбритые, с набриолиненными прическами, в строгих костюмах и при галстуках – они заносили-выносили искусственную шкуру медведя, стол с яствами и другие предметы интерьера. Для внутритеатральной публики это было очень смешно. Отдельно упомянем место показа – фойе первого этажа. Это уже был даже не сценический, а кинематографический интерьер: лестница, ведущая в фойе второго этажа, застекленные кабинеты администраторов – в спектакле была задействована вся окружающая обстановка. Я мог бы не упоминать организаторов Лаборатории, в театральном мире их и так знают все. Но сделаю реверанс в их сторону: всем этим насыщенным и эмоциональным дням мы обязаны арт-директору Лаборатории, театральному критику Олегу Лоевскому и куратору театральных проектов Государственного Театра Наций, помощнику художественного руководителя Елене Носовой. Пара слов из релиза: «Реализация мероприятий по поддержке региональных театров направлена на решение одной из важнейших задач государственной культурной политики – депровинциализации малых городов нашей страны: обеспечение равного доступа к культуре для всех россиян, укрепление единого культурного пространства России и поддержка развития театральной и общекультурной жизни в регионах». P.S.: Уважаемые зрители, которые во время показов не отключали свои телефоны, хотя вам неоднократно напомнили об этом: вы не только будете гореть в аду, вы… Статус официального СМИ не позволяет процитировать здесь логическую концовку задуманной фразы. Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru |
Просмотров: 12037 вставка в блог
html-код анонса:[закрыть] (мнение) Театральная лаборатория в театре «Колесо» | | Вчера, 19 июня, в тольяттинском драматическом театре «Колесо» имени Глеба Дроздова завершила свою работу Экспериментальная творческая лаборатория по современной драматургии, организованная ... читать новость далее |
вернуться к новостям
| |