Сдача спектакля «Белые ночи» состоялась почти четыре месяца назад – 23 июня. В начальном варианте это была история о несчастной любви, проникнутая апатией и безысходностью, выполненная в типичной питерской стилистике. Да, есть такой штамп восприятия Санкт-Петербурга с его скверной погодой, которая накладывает отпечаток и на характер людей, и на их взаимоотношения, и на мировосприятие. Но в театре существует такое понятие как «художественное руководство постановки» - когда худрук или главный режиссер театра «доводят» спектакль до тех параметров, которые необходимы конкретному учреждению культуры. Честно говоря, мне нравился тот, первый, флегматичный, унылый вариант – он был стильным. Но нужно было учитывать специфику зрительского восприятия в провинциальном городе, от этого никуда не деться. И если в столичных городах находится некая аудитория для изящной постановки, то у нас речь стоит о привлечении массового зрителя – без какой-либо дифференциации на степень восприятия. В итоге общение героев в спектакле оживилось, стало эмоциональней. Добавились новые мизансцены. Даже добавился новый персонаж – хотя и без слов (актер Владимир Хохлов в роли то ли нищего, то ли бродяги). Главного героя все так же играет артист Григорий Береснев (у персонажа в повести нет имени, в программке носит лаконичное обозначение – Он). А вот с исполнительницей роли главной героини Настеньки произошла замена (временная или постоянная – пока сложно сказать) – теперь ее играет актриса Екатерина Оттепель. Художественным руководителем постановки выступил главный режиссер МДТ Дмитрий Квашко.
Обычно широкая публика не видит исканий и промежуточных вариантов того или иного спектакля. Еще более интересные процессы происходят со спектаклем, который идет в театре десять и более лет. А вот у зрителей спектакля «Белые ночи» появилась уникальная возможность – увидеть в одной постановке диалог, а то и спор сразу двух режиссеров. По меньшей мере, это любопытно.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru