Транспортные предприятия города переживают не лучшие времена. А точнее – утопают в долгах, которые накапливаются как снежный ком. Так, только по результатам деятельности за первое полугодие 2016 года, убыток МП «ТТУ» составил без малого 12 млн руб., в то время как МП «ТПАП №3» ушло в минус на 43,5 млн рублей. И это с учетом субсидий, поступивших за указанный период перевозчикам из областного и городского бюджетов.
Не секрет, что одной из самых нерентабельных статей расходов транспортников из года в год является перевозка льготных категорий тольяттинцев. Даже стоимость обычного билета не сопоставима с реальной себестоимостью проезда (25 руб. к 42 руб. соответственно), что уж говорить о цене проезда по транспортным картам.
Затраты на перевозку льготников перевозчикам традиционно возмещало региональное правительство. Как правило, это происходило «с боем», через судебные разбирательства и, которые затягивались на долгие месяцы.
Теперь ситуация усугубилась. По информации TLTgorod, с начала лета текущего года областной Минтранс не направил в Тольятти в качестве компенсации на указанные цели ни копейки.
Характерно, что без субсидий остаются не только муниципальные, но и коммерческие перевозчики. Но даже у коммерческих структур при условии закупки валидаторов и участившихся случаев предъявления «липовых» транспортных карт перевозки порой становились нерентабельными. Чего же приходится ожидать теперь?
Транспортники не могут позволить себе не выйти на маршрут из-за отсутствия средств. Как минимум, они обязаны осуществлять перевозки по муниципальному контракту с мэрией. А значит – выплачивать сотрудникам заработную плату, приобретать горючее, ремонтировать подвижной состав, существенная часть которого дышит на ладан. Другой вопрос, что могут вмешаться поставщики, готовые пойти на крайние меры. Яркий тому пример – остановка троллейбусных перевозок в октябре прошлого года, когда за долги в сумме 17 млн рублей компания «Самараэнерго» попросту перестала поставлять электричество для троллейбусных подстанций Тольятти.
В сложившейся ситуации остается лишь ждать повторения ситуации. Если областные власти откажутся от обязательств по компенсации затрат на перевозку льготников, перевозчикам придется туго. Вряд ли они смогут рассчитывать на новые банковские кредиты. И на фоне того, как цивилизованные страны, дабы не задохнуться в пробках, ставят развитие общественного транспорта в приоритеты, у нас отменяют электрички, ликвидируют трамваи… и спокойно смотрят на то, как загибаются троллейбусные и автобусные маршруты.
Автор: Редакция TLTgorod