Евгений Юфит - классик некрореализма
13 декабря в Петергофе под Санкт-Петербургом в возрасте 55 лет умер Евгений Юфит — художник, кинорежиссер, основатель и классик некрореализма.
Как пишет
"АртГид", в начале 1980-х он стал отцом одного из самых значимых течений в неофициальном искусстве Ленинграда — некрореализма, в арсенале которого были живопись, графика и фотография, но главными вначале были спонтанные акции, заснятые на кинопленку. Первые эксперименты некрореалистов — поездки за город в промозглую питерскую зиму и пьяные драки на снегу среди леса и на пустырях — Юфит снимал на 8-мм камеру, из чего появилось первое некрореалистическое кино.
В 1984 году режиссер создал подпольную киностудию «Мжалалафильм», на которой вышли классические короткие кинокартины некрореалистов: «Лесоруб» (1984), «Санитары-оборотни» (1984), «Весна» (1987), «Мужество» (1988) и «Вепри суицида» (1988). Так Юфит вошел в список основателей «параллельного кино».
На волне перестройки во второй половине 1980-х некрореализм вышел из подполья, фильмы отца некрореализма демонстрировались на международных кинофестивалях (Роттердам, Локарно, Торонто, Монреаль, Москва). В конце 1980-х Юфит стажировался на «Ленфильме» под началом Александра Сокурова, со снятого там дебютного полнометражного фильма «Папа, умер Дед Мороз» началась его официальная кинематографическая карьера. В 1990-х и начале 2000-х он снимет фильмы «Воля», «Деревянная комната», «Серебряные головы», «Убитые молнией», «Прямохождение» — жесткие и сложные фильмы-ребусы о пределах человеческого и кинематографического.
В последние годы Юфит, не прекращая кинематографических опытов, вернулся также к живописи и графике. Осенью 2015 года в петербургской Name Gallery прошла его выставка «Позитивный регресс» — живопись и пейзажные фото на пинхол-камеру.
Автор: Редакция TLTgorod