«Дамский портной» рассчитан на массового зрителя
Главная новость этой заметки не в том, что вчера, 8-го марта, в тольяттинском Молодежном драматическом театре состоялась премьера спектакля «Во все тяжкие, или Дамский портной» - по почти одноименной пьесе Жоржа Фейдо. Самое интересное то, что накануне премьеры, после того, как состоялся генеральный прогон спектакля, директор и художественный руководитель МДТ Владимир Коренной объявил труппе, что режиссер спектакля Олег Куртанидзе отныне становится членом коллектива МДТ. То есть – режиссер из Санкт-Петербурга устроился к нам на работу. За этим следует целая череда принципиально новых для МДТ проектов, о чем мы обязательно расскажем. Но позже.
Для режиссера Олега Куртанидзе это уже 48-я по счету постановка. А в Молодежном драматическом театре – это уже его третий спектакль: в 2010 году он поставил здесь шекспировскую костюмированную комедию «Укрощение строптивой», в 2016 году вышел спектакль «Тетки», до сих пор собирающий аншлаги – по пьесе современного драматурга Александра Коровкина. И вот теперь – французская комедия.
Поскольку все в мире когда-то уже было придумано, то при просмотре спектакля зритель может разглядеть отсыл к голливудскому сборнику киноновелл «Четыре комнаты». Или в одной из сцен можно вспомнить о пьесе «Мышеловка», автором которой является принц Гамлет. Большой кусок из второго отделения вдруг напомнил мне давний спектакль московского театра Школа современной пьесы «А чой-то ты во фраке?». А зритель попроще вспомнит в кульминации киноклассику индийской мелодрамы с обрушивающейся чередой разоблачений и открытий, типа: «Ты мой брат! Ты моя мать!», - и т.д. Наверняка там можно накопать что-то еще. Но вряд ли режиссер напрямую собирался цитировать киношные и театральные сюжеты и образы – речь идет лишь о специфике зрительского восприятия. Тут удалось избежать главной беды воплощения французских комедий: говоря об адюльтере и, в общем-то, показывая его, режиссеру удалось обойтись без плотской стороны этого явления, уйти от прямолинейного эротизма, что могло утяжелить и опошлить в сущности легкую и ни к чему не обязывающую комедию.
Хотелось бы рассказать о множестве ярких интересных работ в спектакле. Но дело в том, что даже упоминание персонажей может раскрыть некоторые секреты постановки – в части «кто кому кем приходится». Скажу лишь, что в спектакле участвуют восемь главных и два второстепенных персонажа. А еще четыре – даже не персонажа, а статуи скульптурного ансамбля фонтана, ожившие по прихоти режиссера и присутствующие почти в каждом действии спектакля. И все же некоторых персонажей упомяну. Все действие комедии положений вертится вокруг изворотливого любителя острых ощущений Мулино (актер Антон Шибанов) – этот персонаж буквально ни на минуту не сходит со сцены. Его опекает слуга Этьен (актер Юрий Бутко) – внешне невозмутимый, но обладающий массой едва скрываемых маниакальных наклонностей. Наконец, постоянно пытается помочь главному герою, но этим только усугубляет ситуацию неудачливый коммивояжер Бассине (актер Александр Матянин, это его первая крупная роль в МДТ). И еще, не боясь раскрыть перипетии сюжета, можно упомянуть художников спектакля: это художник-постановщик Елена Бабкина, именно в ее оригинальных декорациях перемещаются актеры, и это художник по костюмам Елена Климова – на разнообразие и выдумку нарядов зритель точно обратит внимание.
В социальных сетях уже появились первые отзывы о спектакле. Так, народная артистка России Наталья Дроздова пишет:
- Этот спектакль – большая творческая победа театра! Изобретательный, стильный, с яркими актерскими работами!
Вернемся к тому, что «Тетки», прошлогодний спектакль режиссера Олега Куртанидзе, до сих пор идет при полных аншлагах, переходящих порой в нездоровый ажиотаж. По первому премьерному показу «Дамского портного» пока сложно сказать, какова будет последующая реакция зрителей. Во всяком случае, предполагалось, что и этот спектакль будет иметь массовую аудиторию.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru