Так сложилось, что по традиции музей дважды празднует свой день рождения. Напомним: 29 марта 1962 года Исполнительный комитет Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся издал Распоряжение №142-10 «О перебазировании музея краеведения из г. Жигулевска в г. Ставрополь». А уже 23 апреля 1962 года выходит решение №113 исполкома Ставропольского Горсовета «Об открытии Краеведческого музея». Так вот, ко второй дате (отмечали ее 26 апреля), буквально к торжественной части были доставлены из типографии сигнальные экземпляры новой книги – она досталась всем приглашенным на юбилей.
В качестве примера приведем фрагмент рассказа одного из участников книги Галины Бакановой (экспозиционер с 1978 по 1985 годы):
- На выставке к юбилею комсомола в 1979 году у нас совершенно серьезно не пропустили фотографию, на которой были изображены веселые парни – студенты стройотряда политехнического института, возводящие коровник в Ставропольском районе. Аргументы цензуры были такие: «На фотографии видна линия горизонта, по ней противник может рассчитать координаты объекта и поразить его ядерным ударом».
В экспозиции 1984 года запретили показывать фотографию делегатов очередного съезда КПСС от города Тольятти по той причине, что на ней среди делегатов где-то во втором ряду стояли трое военных. Оказывается, в то время была особая разнарядка для съездов компартии: в зависимости от численности гарнизона полагалось определенное количество военных определенного звания. И по фотографии делегатов съезда враги могли определить численность Тольяттинского гарнизона.
В экспозиции 1984 года логическим переходом от темы «градостроительство» к теме «Экологические проблемы города» служила большая карта территории города. Эта карта нужна была для того, чтобы рассказывать не только о современной планировке городских кварталов, но и о том, что промышленные предприятия расположены с подветренной стороны по отношению к жилым домам. С демонстрацией ее в экспозиции возникли проблемы. Это в настоящее время можно такую карту купить в любом киоске и скачать в интернете. В те же годы подобные материалы для общего пользования были закрытыми. Исходный материал для работы художников-оформителей был получен из Управления архитектуры только после многочисленных писем-запросов и согласований. И все равно, увидев карту-схему города на предварительном просмотре, специалист ЛИТО заявил, что она слишком точная и подробная. Художники срочно карту переделывали, искажая масштабы и убирая номера домов, а сотрудники Управления архитектуры писали в соответствующие организации многочисленные объяснительные, и в итоге получили выговоры за разглашение государственной тайны.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod.ru