Кадровое решение анонсировал Дмитрий Азаров
31 октября в Ленинский суд поступило заявление, в котором прокуратура потребовала от гордумы переформулировать свое решение по увольнению Олега Фурсова лишить его должности не на основании собственного заявления об отставке, а по виновным действиям за нарушение законодательства о коррупции, с соответствующей формулировкой. За прошедшее с тех пор время стороны так и не вышли на разбирательство по существу: на 8 декабря назначено только предварительное заседание. Именно это разбирательство, утверждает еще один источник «СО», тормозит назначение экс-мэра в «Белый дом». И может тормозить еще очень долго.
«Такие дела достаточно долго рассматриваются - до шести месяцев», - говорит, например, генеральный директор ООО «ЮК «ПРАЙД» Дана Борисова. - Перспективы процесса зависят от того, какие доказательства предоставит прокуратура. Мне кажется, по Самарской области это первое такое дело. По России увольнялись у нас за несоответствие занимаемой должности, по утрате доверия. А здесь они видят другой состав правонарушения, поэтому здесь совершенно другие нормы права хотят применить».
Политологи же не исключают, что в итоге Олег Фурсов может так и не получить обещанного назначения. При этом разбирательство может быть реальной причиной не исполнять договоренности между главой региона и экс-мэром. А может быть даже и частью многоходовки, направленной на то, чтобы в итоге оставить Фурсова вне новой «вертикали власти».
С этой версией не соглашается политолог Андреи Колядин: «Если бы Дмитрий Азаров захотел так сделать, он бы под рев восторженной толпы уволил бы Фурсова, и главу Самарской области на руках носили бы по городу многие противники бывшего мэра». Причиной неназначения Олега Фурсова он видит все-таки желание со стороны главы региона соблюсти закон: «Есть практика принятия соответствующих решений и требования, которые губернатор должен соблюдать. Если он не будет соблюдать, тогда кто?».
Иначе рассуждает директор московского Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Мы не можем утверждать, что это так. Об этом может знать только сам губернатор» - говорит он по поводу вероятности «многоходовки». - Но это вероятно. Именно синхронность событий наводит на подобные мысли. Если вы у себя в регионе знаете, что в действительности губернатор не хотел этого назначения, то уровень вероятности резко возрастает».
Ряд региональных политологов и в самом деле акцентируют внимание на том, что если бы Дмитрий Азаров был готов к назначению Олега Фурсова, то сделал бы это, не дожидаясь завершения разбирательств с прокуратурой. Однако в действительности экс-мэр - явно чужеродная фигура в команде нового главы региона.
«Если г-н Фурсов этой должности не получит, мне кажется, это будет более логично, чем если он ее получит», - говорит политолог Лев Павлючков, подчеркивающий, что экс-мэр представляет команду прежнего губернатора Николая Меркушкина и за время работы с ним стал слишком заметной ее частью. С этой точки зрения, по мнению эксперта, не имеет никакого значения, происходит ли спланированная акция со стороны «Белого дома» или у того просто появился удобный повод повременить с назначением Фурсова.
Сходной позиции придерживается и социолог Владимир Звоновский: «Мне сложно представить, что в команде есть «министр» по Самаре, который тебе не нравится, а его просто делают министром труда. Маловероятно, что это изначально замышлялось просто как пересадка с одного места на другое. Скорее всего, это просто такая форма увольнения». В то же время, с точки зрения эксперта, в данном случае решающим фактором является все-таки прежде всего то, с кем достигались договоренности о назначении Олега Фурсова в «Белый дом». И это, по предположениям Владимира Звоновского, был вовсе не Фурсов. Соответственно, и история вокруг него может тянуться до тех пор, пока не потеряют актуальность либо иным способом не изменятся эти договоренности. Как вариант - пока не сменится министр труда России Максим Топилин, с которым Олега Фурсова связывают хорошие отношения.
ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ
Если представление прокуратуры поддержит суд и думу обяжут его исполнить, то для Олега Фурсова это станет уже третьим его увольнением с поста градоначальника. Первое случилось 31 октября, когда гордума утвердила досрочное прекращение полномочий главы города. Второе - на пленарном заседании 16 ноября. По официальной версии, проблема заключалась в том, что г-н Фурсов был не избранным всенародно мэром, а сити-менеджером, в случае с которым процедура отставки не может ограничиваться просто принятием ее к сведению. Прекращать полномочия следует якобы по представлению конкурсной комиссии, которая в свое время рекомендовала этого главу гордуме к назначению. Если же потребуется и третье увольнение, то встает вопрос, каким образом проводить его.
«Как это сделать - никому не понятно, может, суд объяснит, - недоумевает знакомый с ситуацией источник. - Восстановить, чтобы снова уволить? Инициировать отставку уже отставленного главы?»
При этом в думе также говорят о том, что добровольная отставка Олега Фурсова создала определенный юридический казус для представительного собрания. Представление на отстранение Фурсова от должности от прокуратуры пришло в думу 24 октября. По закону на рассмотрение этого документа по существу дается 30 дней. Заявление Олега Фурсова поступило 26 октября, а его закон требует рассмотреть уже незамедлительно. Но в любом случае возникает ситуация, при которой врио губернатора получает хороший повод так и не внести имя Олега Фурсова в свой кабинет министров.
Людмила Николаева, Ани Айвазян
Фото: Администрация г.о. Самары, пресс-служба Губернатора Самарской области
Точка зрения
Лев Павлючков, политолог:
- Сама по себе идея, скажем так, наказания повышением изначально выглядела довольно натянутой. Как-то немного странно на фоне очевидного демонтажа системы ценностей прежней команды Николая Ивановича Меркушкина сохранять при власти человека, ставшего, безусловно, очевидной частью его системы. И то, что вопрос с назначением завис, говорит, скорее всего, о том, что это уже тенденция. Поэтому я думаю, что назначение вряд ли состоится. А если и состоится, то оно не будет логичным среди других кадровых решений нового губернатора. Можно говорить и о том, что это изначально была многоходовка, но это не меняет сути. Здесь вопрос не в том, каков был план. Главное, чтобы Фурсов эту должность не получил тем или иным образом. А был ли это план или стечение определенных юридических обстоятельств, не так принципиально.
Дмитрий Журавлев, политолог, генеральный директор Института региональных проблем:
- Если судом будет определено, что мэр уходит в отставку по нарушению законодательства о коррупции, как его можно будет назначить на государственную должность?! Пока суд не пройдет, его не назначат. Потому что решение суда будет иметь значение для факта назначения. Боюсь, что в сложившейся ситуации губернатор просто не захочет с этим связываться. Что касается вопроса, потеряют ли эти договоренности актуальность за время, пока идет судебный процесс, то если вся ситуация держится только на этой договоренности, и она вынужденная с точки зрения губернатора, то вполне возможно, что он для этого все это и делает. А если она не вынужденная, и этот человек был нужен губернатору пусть не на посту мэра, а на посту министра, то все будет нормально. У нас в России, да и во всем мире не законы определяют ситуацию, а потребности. А если человек нужен где-то, он там будет находиться, а нужный закон подберут.