Дорожная сеть Тольятти, самого крупного муниципального центра РФ необластного значения, уже давно находится в эпицентре критики. Недовольство транспортным вопросом выражают все: автолюбители и пешеходы, представители власти и работники ГИБДД, депутаты гордумы и чиновники горадминистрации.
Основная проблема – отсутствие транспортных развязок на самых напряженных участках дорог – Южном, Автозаводском и Лесопарковом шоссе, улице Дзержинского, на пересечении улицы 40 лет Победы и Ленинского проспекта. Этот список можно продолжать бесконечно: в определенные часы наш город дружно стоит в пробках и дымит выхлопными газами. Усугубляет проблему масштабное появление в Тольятти новых объектов организации дорожного движения – светофоров и пешеходных переходов. Для города площадью всего в 284 тыс. кв. м их установлено чрезвычайно много. О целесообразности этих объектов и пойдет речь.
Тольятти до сих пор продолжает удерживать статус автомобильной столицы России: у нас на 1 тыс. жителей приходится 337 автомобилей. А это значит, что по нашим дорогам, протяженность которых составляет 860,5 км, передвигаются более 2 млн автомобилей. Добавим сюда неразвитую логистическую сеть, которую проектировали еще в середине прошлого века, умножаем на отсутствие современных развязок и получаем уникальную проблему, которая отличает Тольятти от всех остальных городов нашей страны. Конечно, московские пробки не идут ни в какое сравнение в тольяттинскими. Однако при условии, что количество новых авто в нашем городе будет расти, в один прекрасный день автомобильное движение может полностью остановиться. Но как говорится, здесь пока жареный петух не клюнет: лесную дорогу народ решил не строить, денег на развязки нет. Для регулирования движения, разведения логистических потоков и снижения нагрузки город стали заполонять светофорами. Их число растет гигантскими темпами: только за последний год (с июня 2017 по 1 сентября 2018 года) в Тольятти появился 61 новый светофор. Причем на некоторых участках дорожной сети их число настолько возросло, что автомобили вынуждены делать по пять-шесть остановок, чтобы преодолеть путь в 1,5-2 км. А ведь только у одного светофора за сутки все проезжающие автомобили выбрасывают 27 кг загрязняющих компонентов. Это почти полтонны в год.
В качестве примера рассмотрим движение по улицам 40 лет Победы, Маршала Жукова и Приморскому бульвару (Автозаводский район). На этом маршруте длиной не более чем в 2 км установлено семь (!) светофоров – то есть по одному на каждые 400 м. Чтобы преодолеть этот путь, каждому автомобилю приходится тормозить и разгоняться по 14 раз. А, как известно, именно в момент разгона/торможения и происходит самый сильный выхлоп.
Для лучшей наглядности приведем некоторые данные из научно-исследовательской работы студентов кафедры «Управление промышленной и экологической безопасности (ТГУ)», которое они проводили под руководством профессора Ларисы Николаевны Гориной.
Темой исследования стало устройство логистики автотранспорта и ее влияние на окружающую среду.
«Мы пришли к выводу, что нарушения в Тольятти в экологической логистике есть, – отметила профессор Горина. – Речь идет об установках пешеходных переходов в неустановленных местах, об увеличении количества автобусных остановок и светофоров. Далее были элементарные расчеты – сколько автотранспорта подъезжает на эти остановки, какие у них двигатели (бензиновые или дизельные), сколько и какие вещества они выбрасывают».
В результате исследования зафиксировано, что нагрузка автотранспорта с бензиновыми и дизельными двигателями на одну дорогу города составляет около 20 тыс. автомобилей в сутки. Эти 20 тыс. авто в момент разгона/торможения у одного светофора выбрасывают 27 кг загрязняющих компонентов. Ну а если на небольшом участке дороги, ограниченной улицами 40 лет Победы, Маршала Жукова и Приморским бульваром, нужно сделать остановку на семи светофорах, выбросы ото всех проезжающих авто за один день увеличиваются до 189 кг.
Отметим, что научно-исследовательская работа студентов ТГУ велась с использованием специального оборудования – портативного базового анализатора ГАНК. К тому же есть еще один важный индикатор, который сигнализирует о неблагоприятной ситуации в атмосфере – это органы дыхания человека. Вот что говорит о возникшей проблеме житель 3Б квартала Виталий Прохоров:
«Кварталы, расположенные вдоль Ленинского проспекта и улицы Жукова, считались экологически чистыми. Они густо засажены кленами, рядом лес, детские сады. Жить здесь всегда было очень комфортно и приятно. А сегодня даже прогуливаться по этим улицам проблематично – атмосфера наполнена выхлопными газами, которые идут внутрь наших дворов, оседают на территории детских садов. Огромное количество машин стоит на новых пешеходных переходах и дымит. Кого они пропускают? Здесь нет крупных моллов и ТЦ. Для чего же автомобилям делать столько бесполезных остановок?».
Чтобы получить ответ на этот вопрос, были направлены запросы в ГИБДД Тольятти и Центр организации дорожного движения при горадминистрации. Ответ Госавтоинспекции оказался неожиданным: выяснилось, что этот орган более не влияет на установку новых пешеходных переходов и светофоров в нашем городе. Теперь это епархия Центра организации дорожного движения при тольяттинской горадминистрации: именно они дают рекомендации, готовят проекты и нанимают подрядные организации для выполнения работ.
Пытаясь ответить на вопрос о причинах установки десятков новых светофоров в Тольятти, чиновники Центра ссылаются на ГОСТ Р 52289-2004, который регламентирует установку объектов организации дорожного движения «на дороге с двумя и более полосами». В принципе, логичный ответ. Но вот почему эти светофоры встречаются иногда через каждые 400 метров, так и осталось загадкой: скорее всего, ГОСТом это никак не объясняется.
Ответили в центре и на вопрос о проведении оптимизации светофорного регулирования. По словам чиновников, эта работа включает в себя замену лампового оборудования в светофорах на светодиодное, корректировку режимов работы объектов с учетом интенсивности движения транспортных средств и введение отельных светофорных фаз, исключающих пересечение транспортных и пешеходных потоков. Казалось бы, все должно работать в автоматическом режиме. Однако реальность говорит об обратном: пропускная способность дорог снижена, автомобили стоят в светофорных пробках и выбрасывают килограммы токсических веществ и канцерогенов.
Очевидно, что целесообразность установки новых светофоров, влияющих на логистику движения автотранспорта в нашем городе, необходимо изучать дополнительно, причем с привлечением компетентных органов, ГИБДД и ученого сообщества. Конечно, безопасность дорожного движения – это важный аргумент, но нельзя сбрасывать со счетов 189 кг оксида азота, 25 кг альдегидов, 1,5 тонны углеводородов и других канцерогенов и токсических веществ, которые выбрасывают автомобили, останавливаясь у одного светофора в течение года. 61 новый светофор способствует увеличению загрязняющих веществ в нашем воздухе на 31 тонну ежегодно. Может, лучше все же изыскать деньги на строительство развязок, чтобы развести транспортные потоки более цивилизованно?
Достойны ли этого тольяттинцы? Открытый вопрос.
Автор: Редакция TLTgorod