Сегодня, 25 ноября, в тольяттинской филармонии в рамках абонемента № 18 «Музыка для души» продет концертная программа «Италия: от Глинки до Чайковского». Анонсируя концерт, пресс-служба нашей филармонии сообщает: Что придумал Глинка и как получил алмазный перстень императора? Что запоминают композиторы в путешествии по Италии? Как климат, пейзажи, архитектура и уличные песни Италии повлияли на русскую музыку? Об этом будем говорить на концерте 25 ноября в Тольяттинской филармонии. Влияние Италии и ее культуры на русскую музыку измерить сложно, но можно. Ведь в процессе влияния самое интересное – результат. У каждого он свой. Если обобщить, можно выделить три больших сферы, в которых влияние проявилось наиболее очевидно: новые сочинения, подражание (основа качественных изменений) и новаторство. Новые сочинения. Михаил Глинка, например, три года проживший в Милане и объездивший всю Италию, по возвращении написал фантазию «Венецианская ночь». В этот вечер ее исполнят солисты камерного отдела филармонии Юлия Кочева (сопрано), Ольга Антонова (сопрано) и Наталья Селяткина (фортепиано). Чайковский, посетивший Италию несколько раз, написал в Риме «Итальянское каприччио», а во Флоренции оперу «Пиковая дама». Уже в России Чайковский сочинил пьесу «Воспоминание о Флоренции». Но на этом список «итальянских» сочинений Чайковского не заканчивается! 25 ноября Юлия Кочева и Ольга Антонова исполнят «Дуэт Прилепы и Миловзора» из «Пиковой дамы». А «Воспоминание о Флоренции» исполнит Струнный квартет филармонии. А вы какой запомнили Италию? Объекты подражания. Поскольку Италия – родина оперы, то и сам жанр, и итальянские музыканты и композиторы были всегда популярны в Европе. Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джоаккино Россини, Луиджи Денца – эти имена были в 19 веке на слуху у просвещенной публики, в том числе и у русских композиторов, которые нередко подражали итальянским коллегам. Чтобы оценить, от какой итальянской музыки были в восторге слушатели 19 века, и какой стремились подражать молодые авторы, в концерте прозвучит «Каватина Нормы» из оперы «Норма» Беллини, «Итальянская тарантелла» и «Гребные гонки в Венеции» Россини и веселая песенка Funiculi’-Funicula’ («На качелях») Денца в исполнении солистов и Cтрунного квартета филармонии. Правильный микс. Подражание – способ реализации потребности и основа будущих качественных изменений. Пример. Италия дала миру вокальный стиль и технику бельканто, а Михаил Глинка в опере «Жизнь за царя» сумел применить бельканто при исполнении мелодий, характерных для русской народной песенной традиции. Этого до Глинки никто не делал, все подражали западным образцам, сюжетам и страстям. Но ведь национальные традиции различаются. Не могут все исполнять танго, как аргентинцы, или петь, как грузинский хор. Русская публика приняла «Жизнь за царя» с восторгом, император подарил композитору алмазный перстень. Сочинение Глинки попало в нарастающий тренд интереса просвещенного российского высшего сословия к русской народной культуре – языку, песням, быту. «Жизнь за царя» стала образцом для младших русских композиторов – Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Кюи. Их обработки русских песен, пьесы и отрывки их опер исполнят солисты и Cтрунный квартет Тольяттинской филармонии. На концерте можно узнать и услышать, как Италия повлияла на то, чтобы появились те самые «великие русские композиторы» и «мировые шедевры русской музыки». Автор: Редакция TLTgorod |