Александр Лавров: Не верю, что современные дети невнимательные
В Тольятти четвертый год на базе «Объединения детских библиотек» три энтузиаста вместе со школьниками разбирают старые телефоны, запускают в небо водяные ракеты и строят самолеты из потолочной плитки. Зачем они это делают, почему их занятия бесплатны и как им можно помочь — обо всем этом в интервью TLTgorod рассказал один из основателей детского технического клуба «ЭВМ» Александр Лавров.
- С чего вдруг вы решили начать вести кружок технического творчества для детей? К тому же бесплатный. Что вами двигало?
- Мой друг — Алексей Броваров — горел этой идеей несколько лет. Когда мы с ним встречались, он часто вспоминал о ней. В детстве он посещал различные кружки, где многому научился. Ему хотелось, чтобы современные дети тоже имели такую возможность — научиться делать что-то своими руками. К тому моменту Алексей безуспешно обошел несколько школ. К сожалению, он не смог заинтересовать директоров школ своей идеей. Всегда находились формальные причины: почему такому кружку в школе не место. Тогда мой сын, на тот момент уже волонтер при «Объединении детских библиотек», предложил в качестве площадки для нашего кружка рассмотреть одну из библиотек. Мы познакомились с руководством, нашли общий язык и нам дали зеленый свет.
В ноябре 2015 года состоялось первое занятие мастерской детского технического творчества «ЭВМ: Это Вы Можете» — так мы назвали наш эксперимент.
- Вы рассказываете о том, как это складывалось. Но что вами двигало? Откуда этот энтузиазм?
- Сначала хотелось помочь своему другу Алексею. Потом, когда уже начали вести занятия, я почувствовал отдачу. Сейчас много говорят о том, что наши дети невнимательные, у них проблемы с памятью, кроме компьютеров и гаджетов им ничего не интересно. Но я в это никогда не верил. Общаясь с друзьями своего сына, я видел, ребятам, напротив, многое интересно, они ко всему тянутся. Особенно техническому. Они хотят что-то делать, но боятся, так как почти ничего не умеют. Хотя им просто никто не уделил время и не объяснил, как правильно паять, работать плоскогубцами или ножовкой. Когда мы начали вести занятия, я снова в этом убедился: детям интересно делать что-то руками, как они радуются, когда у них получается. Мы просто даем им возможность этим заниматься вместе с нами. Мы показываем как правильно, как лучше сделать. Даем возможность ошибиться, если это безопасно, чтобы ребенок сам дошел до каких-то вещей, чтобы он учился учиться и не боялся экспериментировать. Ведь это самое главное. И здесь та самая отдача.
- Как вы придумываете план занятий? Откуда черпаете идеи?
- Собираемся и обсуждаем. Нас в команде трое. У каждого свой жизненный опыт, таланты. Я, например, умею работать руками, обрабатывать различные материалы: дерево, железо и пр. Михаил Дмитриев — программист. Алексей Броваров — мастер на все руки. Мне кажется, что он может все. Он вообще наш двигатель. Большая часть идей придумана им.
Недавно мы плели корзиночку из упаковочной ленты. Почему так получилось? Как-то давно видел подобную корзиночку у одного из своих знакомых, посмотрел на Youtube как её сделать и начал собирать эту ленту – ей упаковывают картонные коробки. Благо у друзей в магазине сантехники нужного добра хватало.
Какие-то вещи мы уже сами делали, а потому легко этому можем научить других. Что-то, наоборот, хочется сделать лишь потому, что в детстве не сделали и не наигрались.
- В какие вещи вы еще не наигрались? Расскажите об этом.
- Как-то мы делали планер из потолочной плитки. Он делается быстро и просто. На его примере дети смогли увидеть принцип аэродинамики для летательных аппаратов. Они сами искали правильное место для установки утяжелителя, определяли лучшую форму крыла, от чего зависело, полетит их планер или нет. Почему мы решили заняться именно этим? Может, нам хотелось в детстве сделать самолетик не из бумаги, а из чего-то получше. А еще нам интересны роботы. В них мы точно не наигрались. Находим в сети проекты роботов, печатаем запчасти к ним на 3D-принтере, затем ребята собирают их. Последний раз они потратили на сборку почти месяц. Но это того стоило.