Сцены из спектакля Назад к убийству
В театре «Колесо» 20 и 21 апреля состоялись премьерные показы спектакля «Назад к убийству» по роману Агаты Кристи «Пять поросят».
В Тольятти это, пожалуй, первая постановка по произведениям классика детективного жанра. Хотя умозрительно кажется, что все без исключения тексты Агаты Кристи, воплощенные на сцене, пользовались бы несомненным успехом: уж больно закрученные сюжеты сочиняла английская леди.
История 1942 года дословно переводится как «Пять маленьких свиней». Если понимать это словосочетание буквально, то здесь все герои, как, впрочем, и в остальных произведениях Кристи, могли бы стать виновниками преступления. До самого финала каждый из действующих лиц остается под подозрением. И даже когда виновник назван, в это невозможно поверить, вы все равно будете уверены, что именно ваши догадки оказались самыми правильными – не смотря ни на что. Впрочем, в первой публикации роман назывался «Убийство в ретроспективе», что больше подходит для понимания конструкции сюжета. Но в итоге сам роман получил название детской считалочки, а главы в нем стали называться строками из считалки: «Один поросенок пошел на базар. // Один поросенок остался дома…», - и так далее.
В романе Агаты Кристи следствие ведет сыщик Эркюль Пуаро – как и во множестве других романов автора. В спектакле детектива зовут Джастин Фогг (Петр Касатьев). Режиссер-постановщик Павел Пронин сделал его сыном известного детектива, который скончался пару лет назад и передал отпрыску в наследство свою контору. Кстати, обвинителя в романе зовут Квентин Фогг. Но, думаю, сравнивать литературную основу со спектаклем не имеет смысла, иначе мы не обнаружим здесь еще множество персонажей.
Сыщик расследует убийство, совершенное 16 лет назад: Карла Лемаршан/Каролина Крейл мл., дочь осужденной за убийство Каролины Крэйл (обе роли исполняет Марина Филатова) обнаружила письмо, в котором мать призналась, что не убивала своего мужа – отца Карлы Лемершан. Кем же был убит известный художник Эмиас Крэйл (Роман Верхошанский)? Детектив собирает всех участников давней истории, и зритель видит несколько версий событий, рассказываемых каждым из подозреваемых.
Это чисто английская история без криков, стрельбы и погонь. Даже убийство не выглядит в ней кровавым, и совершено интеллигентными людьми в изысканной аристократичной обстановке. От этого оно, конечно, не перестает быть преступлением. Можно сделать вывод, что бедолагу убил каждый из его окружения. Но доказать вину можно будет только кого-то одного.
В спектакле мало действия, это разговорный жанр, построенный на логических умозаключениях – все-таки речь идет о расследовании. Поэтому тут, в числе прочего, важен визуальный ряд: художник-постановщик Ольга Галицкая создала образы героев и локации их действия, пребывания. В итоге умиротворенный спектакль рассчитан на терпеливого зрителя. И на поклонника Агаты Кристи, конечно.
Вячеслав Смирнов, фото автора, специально для TLTgorod