ТЛТгород.ру - городской информационный портал Тольятти. Все новости города. 18+В марте портал посетило 56 913 человек, 328 871 просмотров. Реклама на сайте
  
Погода сегодня
+22°
главная новость Тольятти
93,32  нефть 87,87
€ 99,65  золото 2318,1
БизнесНовостиВидеоФотоотчетыКриминалРасследованияСВО на УкраинеОбъявленияеще

Читайте нас

группа ВКонтакте
RSS-лента
добавить виджет в yandex





Новости Тольятти

20.05.2020 16:25

(фото) О первом советском ребенке в Ставрополе, или опыт движения с потоком


В рамках проекта «Детство Ставрополя-Тольятти» и одноименной выставки Тольяттинский краеведческий музей совместно с Ассоциацией психотерапевтов и психологов Тольятти открывает рубрику «Моя история про детство: 20 век». Каждую неделю в рамках рубрики будут представляться статьи с историческим обзором опыта детства разных поколений 20 века (поколений наших семей), на материалах локальной и национальной истории.
Как сообщила TLTgorod Любовь Черняева, старший научный сотрудник отдела развития ТКМ, психологи города дадут психологический анализ исторического контента и, из практики, осветят его влияние на современные поколения и современную семью… Каждые 100 лет на земле живет четыре поколения. Ближайшие к нам поколения семьи – советские. Их вклад в нас еще только предстоит осмыслить.

История первая: «О первом советском ребенке, или опыт движения с потоком»

История советского детства началась всего 100 лет назад. Именно тогда, 1 апреля 1919 г., в Ставрополе открылся новый институт воспитания – первый советский детский сад! Ребенок в новой советской стране объявлялся государственным (общим), должен был с рождения воспитываться в советском коллективе (из Декларации о дошкольном воспитании 1917 г.) и в итоге стать… идеальным.
В протоколе одного из собраний по формированию системы дошкольного образования в Ставрополе говорится: «Нельзя слишком идеализировать природу ребенка. В детях много злой воли, если не прирожденной, то приобретенной. Нужно твердое руководство детьми до тех пор, пока они не станут идеальными» (Архивный отдел мэрии г. Тольятти. Ф. 131, оп. 1, д. 41). В.И. Ленин называл детские сады и ясли (наряду с общественными столовыми) «образчиками ростков коммунизма». Строительство «нового быта» (по Ленину) – тоталитарная и беспощадная борьба по слому традиционных ценностей и базирующейся на них повседневности, в которой и формируется человек. Именно ценности определяют установки и модели поведения людей, которые транслируются и новым поколениям, формируя преемственность или - разрыв.
Обращенность к опыту предка – типична для дореволюционной России, обращенность в будущее (идеально равноправное, светлое для всех), приложение к нему самоотверженного труда, крови, пота – удел новых советских людей. До Великой Октябрьской социалистической революции главный институт воспитания – семья (традиционная, патриархальная, религиозная, иерархичная, многодетная, многопоколенная, с разделением ролей мужчины и женщины). Причем, семья не рассматривалась как «социальный институт» (это новация советской и постсоветской педагогики), но называлась «малой церковью». 
Иерархия традиционной патриархальной семьи и традиционного патриархального дореволюционного общества определялась ценностями и вертикалью в связи с Богом-Творцом. На этом строились и система образования (просвещения), и культура, и повседневность. Коммунизм также иерархичен, однако, в иерархически построенном обществе одновременно не могут действовать две вертикали. Поэтому советская система начинает свое становление с ожесточенной борьбы с религией. Традиционная патриархальная религиозная семья мешает воспитанию нового советского человека и становится мишенью на уничтожение: 1917 г. - декреты «О расторжении брака», «О гражданском браке...», 1918 г. - декрет об отделении церкви от государства (и школы от церкви). Борьба вовлекает все системообразующие рычаги власти и нового управления: «Задача борьбы с семьей - трудная, но избегнуть её невозможно» (Луначарский А.В., 1929); «Ослабление семейного влияния – одно из условий выварки всего молодого поколения в котле коммунистической общественности» (Крупская Н.К., 1930); «Мы разрушим фетиш семьи» (Северьянова А.А., 1931 г., IX съезд ВЛКСМ).
Итак, идеология в новой советской стране должна встать (и впервые в истории мира – встает!) на место религии - ценностного основания социального и культурного мира. Это обозначает кардинальную смену установок, моделей поведения, моделей воспитания и образования. Тиражируется установка: «Коллектив – это семья». Формируется опыт движения с потоком – необходимый навык выживания и социального успеха как для взрослого, так и для ребенка в советской стране. В детских садах Ставрополя (которых за три первых года существования с 1919 по 1922 гг. открыто пять (!), в т.ч. сад-школа им. III Интернационала) детей учат новой картине мира. И она кардинально противопоставлена опыту семьи, многих поколений предков.
В обязательном перечне занятий для дошкольников и младших школьников: антирелигиозное воспитание, коммунистическое воспитание, половое воспитание (равноправие мужчин и женщин), научная картина и мира (человек – хозяин природы; наука и техника - двигатели прогресса).  Следует заметить, что система советского дошкольного образования в нашей стране и в Ставрополе начинает формироваться в годы отчаянного противостояния двух мировоззренческих концепций на территории одной страны, а, именно, в годы Гражданской войны.
Известно, что первый детский сад в городе ставропольчане «встретили недружелюбно». Однако под натиском советской агитации и пропаганды, жесточайших репрессивных механизмов в отношении инакомыслящих, а также в связи с «освобождением женщин» для труда, освоением ими мужских профессий, науки и техники, дела преобразования социального мира … Детство стало новым. К 1930-м гг. большинство детей-дошкольников в СССР посещают советские детские сады и обучаются по типовой государственной программе воспитания идеального советского человека-труженика, - героя (продолжателя дела отцов и дедов-героев революции и Гражданской войны), строителя идеального светлого будущего (на пяти континентах Земли). И да останется праздник «1 мая» с ними… во веки веков.
Комментарий:
Андрей Правов (клинический психолог, родолог):
- Частного больше нет, есть всеобщее - больно переживать за всех, за себя одного больно, но терпимо. История корябает, погружаться в нее не хочется (однако, она циклична, и уроки требуют усвоения во избежание попадания в воронку их повторений). Выход за пределы личного и частного выбора в пользу обязательности, всеобщности, долженствования («Кто не с нами, тот против нас») – болезненен всегда.Утрата свободного выбора – нересурсна, подавляет, ты снова становишься в ряд «протсолюдинов», снова подвластен всемогуществу и виртуозной            гениальности агитаторов, «продающих» землю крестьянам и мир солдатам.  Современный рациональный ум легко попадает на этот агитационный крючок добычей и повисает в опыте, прожитом некогда первым советским человеком – взрослым, и его ребенком – опытом включения в поток. Ресурсное состояние для нас – это не бегство от узловых смоляных опытов наших предков, а пристальное к ним внимание, распознавание их повторений в динамике столетий (революция не дремлет, она снова происходит, участвую ли я в ней?). Осознанность, внимание, личный выбор в определении способов реагирования на долженствование, всеобщность, революционный геноцид – это именно то частное, что остается помимо всеобщего и … наследуется. Оно невидимо, но всегда проявляется в действии. Заботьтесь о себе, заботясь о детях.
Автор: Редакция TLTgorod 

Просмотров: 1166
вставка в блог
вернуться к новостям

Мнение посетителей:


 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 82



Объявления

© СМИ сетевое издание «TLTgorod» (ТЛТгород)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) серия Эл № ФС77-85542 от 04.07.2023 г.
Использование любых материалов сайта TLTgorod.ru допускается только со ссылкой на издание, с указанием названия сайта. При использовании любых материалов TLTgorod.ru в интернете обязательна гиперссылка (активная ссылка) на конкретную страницу сайта, с которой взята информация, размещенная не позже первого абзаца публикуемого материала.
Учредитель: ООО "ГОСТ" (ОГРН 1146320013146)
Телефон редакции: 89608488510
Главный редактор: Давыдов С. Н.
Адрес электронной почты редакции: davidoff.06@mail.ru
Возрастное ограничение: 18+

Разработка сайтов в тольятти web-good.ru
Контакты   Посещаемость   Реклама   Сообщить об ошибке    
LiveInternet