Детские портреты К. Батынкова
В Музее актуального реализма (ул. Юбилейная, 25) открылась выставка «Художник и Время», привлекшая внимание любителей живописи и недавнего исторического прошлого. Корреспондент TLTgorodприобщился к вернисажу в их числе.
Выставка представляет картины и другие образцы визуального искусства советского периода отечественной истории. Для людей зрелого и старшего возраста она интересна тем, что демонстрирует прошлое, относительно недавно ставшее историей и являющееся частью их жизненного пути. Для молодежи, студентов и школьников она является наглядной историей и дает возможность почувствовать особенности быта, традиций, жизненного уклада и стиля мышления.
Отметим, что весной прошлого года Музей уже выставлял картины советского периода «оттепели» - та выставка сопровождалась просмотром кинохроники, чтением стихов и дискуссией по поводу актуальности искусства 60-х годов. Интересно, что Тольятти начал строиться как раз в период «оттепели» как город будущего, «город Солнца» и представители городской интеллигенции с удовольствием вспомнили то время, даже поделились собственными артефактами в виде старых журналов, газетных вырезок и виниловых дисков.
На этот раз музейщики решили продолжить тему и показать искусство периода последней трети XX века. Несмотря на «застой» в политической и экономической сферах, ландшафт художественной жизни страны менялся быстро и довольно значительно. Например, в начале 90-х годов искусство уже перестало называться «советским», а метод «соцреализма» прекратил свое существование после десятка лет официального признания и идеологической подоплеки.
Всего в экспозиции представлено более 100 работ – в живописи, графике, скульптуре. Среди них произведения мастеров П. Оссовского, В. Пурыгина, Д. Боровского, М. Кантора, С. Никиреева, Г. Захарова, И. Комиссарова. Выбор редакции TLTgorodпал на графические работы Эрнста Неизвестного, поразившие своей техникой и фантастическим замыслом, сравнимым со стилем Франсиско Гойя. В СССР художнику Неизвестному пришлось бороться за свою самобытность – в пояснение к этому на стене есть аннотация с высказыванием министра культуры Екатерины Фурцевой, сначала поддержавшей мастера и затем жестко его критиковавшей. Офорты «Колокол тревоги» Гурама Доленджашвили из цикла «Предупреждения» волнуют плакатностью подачи и, одновременно, символизмом.