К приходу инвесторов готовы
Традиция нападений на топ-менеджеров ВАЗа и его структур продолжится и после продажи завода
Символическое наказание, вынесенное нападавшим на Максима Гусева, предупреждают эксперты, может стать своеобразным сигналом для делающих бизнес вокруг АвтоВАЗа криминальных групп. Если раньше нападения на топ - менеджеров ВАЗа и близких ему компаний не раскрывались и не доводились до суда, то теперь понятно, что даже в случае раскрытия нападающим по сути ничего не угрожает. Персональные проблемы у топ-менеджеров ВАЗа и аффилированных тому компаний с представителями криминалитета случались регулярно. По сообщениям СМИ, в 1994 году был избит даже гендиректор Волжского автозавода Владимир Каданников (сам он эту информацию отрицал). Самым памятным в этом смысле стал 1997 год, когда металлическими прутьями был избит руководитель головного центра запчастей ВАЗа Станислав Фуфаев, убит директор дочернего АвтоВАЗу Тольяттинского завода технологического оборудования Олег Шевцов и застрелен заместитель коммерческого директора автозавода Владимир Шишков. Это стало по крайней мере формальной причиной для начала операции «Циклон», когда милицейский спецназ провел зачистку вазовского конвейера. Впоследствии подобные «циклоны» повторялись несколько раз. Но ни АвтоВАЗ, ни его смежники в итоге от криминала ограждены так и не были. Нападения и убийства продолжались.
Последняя такая попытка случилась в 2011 году, когда вал нападений на менеджеров АвтоВАЗа и связанных с ним структур, а также миллиардные хищения в товаропроводящей сети компании вынудили руководство автозавода обратиться в очередной раз за помощью к силовым структурам. В июне было объявлено о приезде группы работников центрального аппарата ФСБ, МВД и Генеральной прокуратуры для наведения порядка на АвтоВАЗе, но итоги ее работы пока неизвестны. Дело Потапова и Петросянца стало единственным в своем роде, дошедшим до суда. Но эксперты склоняются к мысли, что его неоправданно мягкий по отношению к подсудимым исход не только не поправит ситуацию, но будет способствовать ее усугублению. «Если причиной нападения действительно была служебная деятельность менеджера, то следствие должно было сделать все, чтобы вменить обвиняемым статью 179 УК «Принуждение к сделке», - говорит адвокат КА «Литис» Олег Казачек. - Она предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы, и ни о каком условном наказании там речи бы уже не шло». Символическое же наказание, уверен Казачек, «служит сигналом для криминала к тому, что менеджеров АвтоВАЗа и его смежников можно бить и дальше».
«Достаточно мягким» кажется приговор и потерпевшему Максиму Гусеву, который, впрочем, «удовлетворен » хотя бы тем, что «виновные вообще понесли наказание». В руководстве СП скупо комментируют инцидент, уверяя, что ему о нем «известно» и что «со своей стороны компания оказала необходимую поддержку следственным органам в период расследования происшествия». На вопросы же о поставщиках ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ» не отвечает «в соответствии с внутренней политикой компании». Руководитель профсоюза «Единство» Петр Золотарев полагает, что «защитить менеджмент АвтоВАЗа и других связанных с ним предприятий вполне реально - для этого нужна лишь политическая воля». Между тем происходящие события - серьезный звонок не только для GM, но и для всех собственников ВАЗа, в том числе и группы Renault-Nissan. Волна нападений на менеджеров ВАЗа, которая произошла весной 2011 года, продемонстрировала, что выдавить криминал с предприятия так никому и не удалось. Заходящие же в тупик и демонстративно заканчивающиеся ничем расследования говорят о том, что команда Игоря Комарова может передать французам не только завод. Вместе с ним им может достаться криминальное наследие.
Мнение:
СЕРГЕЙ ДЬЯЧКОВ, политолог
-Предполагаю, что эти двое, когда они шли бить менеджера автозавода, были уверены в том, что им за это ничего не будет. Знали, сколько стоит уйти от наказания, если что. Так оно и случилось. И, вероятно, когда в следующий раз у них возникнет конфликт с какимнибудь менеджером завода, сами они бить никого не пойдут. Пошлют кого-нибудь другого.
ФЕДОР ИВОНИНСКИЙ, депутат Тольяттинской городской думы
-Я бы не оценивал все так уж пессимистично. Лет пятнадцать назад виновные в нападении на топ-менеджера автозавода вообще не попали бы под суд. Так что считаю, что на фоне 90-х есть положительные сдвиги. Ситуация была и остается тяжелой, и не только на ВАЗе. Вокруг ООО «Тольяттикаучук» творится бог знает что, и такая мощная структура, как «СИБУР», не может ничего сделать.
ОЛЕГ КАЗАЧЕК, адвокат КА «Литис»
-Подобные приговоры служат сигналом для криминала к тому, что менеджеров АвтоВАЗа и его смежников можно бить и дальше. И это касается не только АвтоВАЗа, а российского бизнеса в целом. Организованная преступность сегодня уверена в своей безнаказанности.
Хроника нападений на менеджеров АвтоВАЗа и дочерних предприятий в 2011 году
18 марта - Максим Гусев, директор по производству ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ» (телесные повреждения)
28 апреля - Артем Прокофьев, директор по экономике и финансам ЗАО «Лада-имидж» (телесные повреждения)
16 мая - Виктор Шенбергер, начальник бюро МСП АвтоВАЗа (телесные повреждения)
22 мая - Владимир Хитров, начальник цеха «Мотор-4» (телесные повреждения)
Май - директор по продажам и маркетингу ЗАО «Лада-имидж» Илья Семенов (угрозы физической расправы)
Июнь - Александр Хорсов, начальник цеха №39/2 МСП АвтоВАЗа (телесные повреждения)
Андрей Зарецкий