ТЛТгород.ру - городской информационный портал Тольятти. Все новости города. 16+В сентябре портал посетило 521 036 человек, 1 831 162 просмотров. Реклама на сайте
  
Погода сегодня
-5°
главная новость Тольятти
66,8497  нефть 86,11
€ 75,8076  золото 1202,1
БизнесНовостиВидеоФотоотчетыКриминалРасследованияТочка зренияОбъявленияРаботаКлубыАфишаКиноафишаеще

Происшествия

(видео) Сосед с третьей попытки украл аккумулятор с «Нивы ...
Студент колледжа совратил школьницу под Сызранью
В Тольятти подросток дал отпор уличному грабителю
Гибель матери и ребенка с ДЦП в Тольятти: возбуждено ...

Усадьба




Журналистские расследования

Рукотворный город: как строился Тольятти. Часть 13. Кузница героев


Делегация Куйбышевгидростроя в Москве, 1958 год

Делегация Куйбышевгидростроя в Москве, 1958 год

Мы продолжаем авторский проект Сергея Мельника, посвященный созидателям Ставрополя-Тольятти – проектировщикам, архитекторам, строителям, монтажникам, – всем тем, чьи замыслы и проекты воплотились в улицы и площади современного города.
В 1950-1952 годах на строительство Куйбышевской ГЭС приняли свыше 2,5 тыс. руководящих и инженерно-технических работников, был подобран и укомплектован необходимый аппарат служащих.
С Цимлянского гидроузла и Волго-Донского канала прибыли опытные специалисты Александр Александров (Герой Социалистического Труда за Волго-Дон, возглавивший на новой стройке Управление строительства правого берега), Аркадий Эгенбург, Владимир Севастьянов, Виталий Кан (впоследствии второй начальник Куйбышевгидростроя – с 1959 по 1962 гг.)* и многие другие.
С 1950 по 1956 год практически все строительные вузы страны направляли в Ставрополь своих выпускников. 
А.В. Эгенбург

А.В. Эгенбург

Из воспоминаний Евгения Кузьмичёва**:
«На Куйбышевской ГЭС я работал с 1950 года, после окончания Куйбышевского инженерно-строительного института. Попал по распределению, по распоряжению Министерства внутренних дел. И пробыл на стройке с первого ковша земли и до сдачи. Работал в СМУ Левого берега, начал старшим десятником, закончил начальником участка.
Должен сказать, строительство гидроэлектростанции такой мощности на мягких грунтах, с таким большим объемом строительно-монтажных работ и конструкций – это был мировой опыт. Ну, а как для молодого специалиста это был очень богатый опыт производства – не только в смысле конструкций сооружения, но и в смысле организации производства работы, взаимоотношений с людьми. Тем более, в основном рабочие были – спецконтингент (заключённые Кунеевского ИТЛ. – С.М.), но они довольно добросовестно относились к порученному делу.
Сроки, намеченные постановлением Правительства от 21 августа 1950 года, были очень жёсткие, и все мы с энтузиазмом участвовали в выполнении этой программы. Все мы были озадачены одной целью – построить качественно и в срок. Эта задача была понятна всем, от самого высокого руководства до рабочих…»
И вновь строки из повести Д. Гранина «Новые друзья. Рассказы о строителях Куйбышевской ГЭС» (М.: Молодая гвардия, 1952), которые передают дух, настроение и стилистику того времени: «Удивительно действует атмосфера стройки. Чем больше возникает трудностей, тем шире проявляется инициатива строителей. В своей телеграмме коллективу днепростроевцев товарищ Сталин замечательно назвал Днепрогэс – «творение народа». Таким творением народа будет и Куйбышевская ГЭС. Её не строят, её творят»…
В.Я. Кан

В.Я. Кан

«Запомнились такие удивительные вещи, – продолжает Е. Кузьмичёв, – мы зимой укладывали бетона больше, чем летом – готовились к паводкам. Зимняя кладка бетона требовала особого напряжения и внимания, особенно по подаче бетона: чтобы не заморозить его, шел прогрев блоков.
На моем участке впервые при гидростроительстве начали применять электропрогрев блоков – вместо разных мангальных печей, костров и тому подобных устаревших методов. Это очень быстро подвинуло по срокам подготовку блоков под бетон. Сын*** начальника строительства Ивана Васильевича Комзина (он учился в то время в Куйбышевском гидротехническом институте) занимался этой темой и постоянно находился у меня на участке (впоследствии Борис Комзин защитил кандидатскую диссертацию по работам с электропрогревом на строительстве Куйбышевской ГЭС. – С.М.). И когда мы забетонировали первый блок, получили хорошие результаты от прогрева бетона, это быстро распространилось на все стройки»…
Е.Н. Кузьмичёв

Е.Н. Кузьмичёв

И в самом деле, великая стройка на Волге манила не только выпускников. В Ставрополь стремились и те, кто ещё не успел получить специальность.
«Признаться, Николай (Семизоров) не ожидал, что одной из первых строек Гидроузла окажется строительство Учебного городка. Рвался сюда, готовый возводить плотину, шлюзы, каналы, а здесь, на месте, понял: все это делается не так сразу, как ему казалось. Не только по своему размаху, но по стилю, по своему характеру строительство Гидроузла оказалось совсем новым», - писал Даниил Гранин.
 
Из воспоминаний Николая Бородина:
«Весной 1952 года к нам в институт, к этому времени уже реорганизованный из Куйбышевского инженерно-строительного института в гидротехнический… приехал генерал И.В. Комзин (на коллективном фото – предположительно, сделанном в кулуарах Третьего всесоюзного совещания строителей, который прошёл в апреле 1958 г. в Доме союзов, – крайний справа в первом ряду. – С.М.). ”Ребята, – провозгласил он на встрече со студентами, – разворачивается великая стройка в Ставрополе – очень требуется молодёжь на строительстве в роли десятников, прорабов, инженеров. Мы открываем в Ставрополе вечерний институт, и вы можете продолжить учиться, работая на стройке. И это будет для вас двойная школа”.
На этот призыв уже к осени 1952 года откликнулось очень много молодежи из Куйбышева, а позже и других городов и институтов. Так и я оказался в Ставрополе – старшим техником технического отдела Управления Куйбышевгидростроя, а с 1953 года инженером СМУ Левого берега.  
Ш.А. Зильберштейн

Ш.А. Зильберштейн

К этому времени, в основном через военкоматы, на стройку было направлено множество опытных специалистов со всего Союза, в том числе и из крупных проектных институтов Москвы, Ленинграда, Харькова и т.д.
С весны 1953 года стали прибывать строители с Цимлянской ГЭС и канала Волго-Дон. С канала приехал генерал-лейтенант Иван Сергеевич Шикторов*, назначенный первым заместителем И.В. Комзина.
Тогда же приехала Шулямис Ароновна Зильберштейн***** – легендарная женщина в кожаной куртке и кожаной юбке (почти как комиссар из пьесы В. Вишневского «Оптимистическая трагедия»), ещё раньше прошедшая Волгострой, ряд других грандиозных строек, работавшая на строительстве Волго-Дона главным инженером одного из стройрайонов с тысячами зеков. Она была назначена заместителем начальника, а затем начальником техотдела Куйбышевгидростроя…
В середине 1953-го были организованы СМУ Левого и СМУ Правого берега, укомплектованные в основном специалистами с Цимлянской ГЭС и Волго-Дона.
СМУ Левого берега возглавил В.В. Антонов, главным инженером стал В.И. Севастьянов, заместителем главного инженера – Борис Борисович Богуш, ставший моим прямым начальником, учителем, наставником. Его сын, тоже Борис Борисович, впоследствии был главным инженером, потом директором Саратовской ГЭС, а в настоящее время работает в структуре ОАО ”РусГидро”».
  
Генерал-лейтенант И.С. Шикторов

Генерал-лейтенант И.С. Шикторов

Альберт Дмитриевич Осипов, кандидат технических наук, специалист по гидротехническому бетону (институт «Гидропроект»):
«Когда в 1952 году мы закончили строительство Волго-Донского канала, большинство наших работников переехали либо на Куйбышевскую, либо на Сталинградскую ГЭС. Я оказался в Гидропроекте и уже ездил на Куйбышевскую ГЭС как работник Гидропроекта, инженер научно-исследовательского сектора. Впервые поехал в мае 1953-го. Первое впечатление – масса знакомых лиц по каналу. В частности, встретил Александра Петровича Александрова, потом он стал начальником строительства Правого берега. Встретил Геннадия Федоровича Масловского, который затем перешел вместе с Александровым на строительство Сталинградской ГЭС. Встретил Виталия Яковлевича Кана, который был тогда начальником строительства здания ГЭС. Кан был очень энергичный, очень деятельный, очень быстро соображающий и быстро решающий. Это был, так сказать, человек-огонь. После Куйбышевгидростроя он стал заместителем министра бумажной промышленности по строительству…»
 
Продолжение следует
_________________
* Александров Александр Петрович (17.12.1906-8.03.1981). Дважды Герой Социалистического Труда (1952 год – за Цимлянскую, 1958 год – за Сталинградскую ГЭС). Родился в д. Хотилицы Псковской губернии. В 1933 году окончил Среднеазиатский автодорожный институт в Ташкенте. Работал начальником Управления строительного района на сооружении Волго-Донского судоходного канала, Цимлянского гидроузла, оросительной системы на Дону.
С 1953 года – на строительстве Куйбышевской ГЭС: начальник района, затем Управления строительства правого берега.
С 1956 года – начальник Сталинградгидростроя. С 1962 года – главный советский эксперт на сооружении Асуанской плотины в Египте. В 1966-1977 годы – заместитель министра энергетики и электрификации СССР. В 1978-1981 годы – заместитель председателя Научно-технического совета Минэнерго СССР, главный редактор журнала «Гидротехническое строительство». Награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции и Дружбы народов. Похоронен в Москве.
На коллективном фото – третий в первом ряду.
Эгенбург Аркадий Владимирович(23.2.1915-7.12.1996). Заслуженный строитель РСФСР (1965). Родился в местечке Купаткевич ныне Полесской обл. Республики Беларусь.
По данным И.А Никулина (рукопись «Куйбышевская ГЭС»), был репрессирован. «Эгенбург, вышедший из-за колючей проволоки ГУЛАГа, был колоритнейшей фигурой и впоследствии руководил крупными строительными коллективами». С 1952 работал в Управлении строительства «Куйбышевгидрострой», много лет возглавлял СМУ-2 КГС. Внес значительный вклад в строительство промпредприятий, объектов жилья и соцкультбыта г. Тольятти.
В 1963 году окончил Ставропольский филиал Куйбышевского политехнического института в Ставрополе, ныне г. Тольятти, по специальности «инженер строительно-монтажных работ».
В 1965–1971 годы – начальник Управления строительства «Камгэсэнергострой». Почетный гражданин г. Набережные Челны (1985). Похоронен в Москве.
Севастьянов Владимир Иванович – известный гидростроитель. С 1948 года главный инженер Донского строительного района на Волго-Донском канале. Лауреат Сталинской премии II степени (1952) за внедрение в гидротехническое строительство новых способов водопонижения. С 1952 года главный инженер СМУ Левого берега на строительстве Куйбышевской ГЭС. Руководитель дипломных проектов студентов филиалв Куйбышевского индустриального института при Куйбышевгидрострое. Впоследствии начальник технического управления Министерства строительства электростанций СССР, начальник научно-исследовательского сектора института «Гидропроект». Автор книги «Крупнейшие гидроэнергетические стройки СССР» (М., 1978).
На коллективном фото – второй в первом ряду.
Кан Виталий Яковлевич(27.03.1919-13.01.1980). Заслуженный строитель РСФСР. Участник строительства Волго-Донского канала. С 1952 года на Куйбышевгидрострое, начальник района Правого берега – района № 1 по строительству здания гидростанции. С 1959 – начальник ПСМО «Куйбышевгидрострой». Руководил многотысячным коллективом Куйбышевгидростроя в годы возведения заводов синтетического каучука, «Куйбышевфосфор», «Куйбышевазот», завода ртутных выпрямителей (ныне ООО «Трансформатор») и др., объектов жилья и соцкультбыта г. Тольятти. С 1963 – заместитель министра лесоперерабатывающей промышленности СССР. Награждён орденом Ленина. Похоронен в Москве.
(По кн.: «Созидатели: Строительный комплекс Ставрополя-Тольятти. 1950-2000» (Под общ. ред. С.Г. Мельника. – Тольятти: Этажи-М, 2003) и «Вечный двигатель. Волжско-Камский гидроэнергетический каскад: вчера, сегодня, завтра» (авт.-сост. С.Г. Мельник – М.: Фонд «Юбилейная летопись», 2007)
** Кузьмичёв Евгений Николаевич. Родился в 1927 году в г. Мары Туркменской ССР. С 1950 года работал в строительном районе Левого берега (впоследствии СМУ-6 КГС) прорабом, старшим прорабом, начальником участка, главным инженером строительно-монтажного управления. С 1967 – начальник треста «Химэнергострой» Куйбышевгидростроя. Строил Волжскую ГЭС им. Ленина, Тольяттинскую ТЭЦ, ТЭЦ Волжского автозавода, производственное объединение «Куйбышевфосфор», жилье, объекты соцкультбыта в Тольятти, других городах Самарской области и за ее пределами. С 1978 по 1988 – начальник управления «Главзаводспецстрой» Министерства энергетики и электрификации СССР. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.
(По: Созидатели: Строительный комплекс Ставрополя-Тольятти. 1950-2000…)
*** Комзин Борис Иванович – сын первого начальника Куйбышевгидростроя Ивана Васильевича Комзина. Родился 21 октября 1929 г. в г. Москве; в 1955 г. с отличием окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт, кандидат технических наук. Работал в Институте ГИДРОЭНЕРГОПРОЕКТ Министерства энергетики СССР, в Госкомитете по науке и технике Совета Министров СССР; с 1965 г. – в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО АН СССР), ведущий научный сотрудник.
С 1983 г. — руководитель делегации СССР в ООН по проблемам демилитаризации научных исследований. Главные направления научной деятельности: экономические проблемы мирового научно-технического развития и энергетики, научно-техническое обеспечение военного строительства; автор более 250 научных работ; эксперт ООН и ЮНЕСКО. (По: Большая биографическая энциклопедия)
**** Генерал-лейтенант Иван Сергеевич Шикторов в 1953-1954 годы бы был в должности 1-го заместителя начальника Управления «Куйбышевгидрострой» Министерства электростанций и электропромышленности СССР. Подробнее о нём здесь.
Фото с сайта «Антикварный охотник».
***** Зильберштейн Шулямис Ароновна – известный гидростроитель. Родилась в 1903 году. Окончила Одесский политехнический институт по специальности инженер-строитель. Работала в Одесском губкоме комсомола. С 1928 – член Запорожского
окружкома, в 1934 году – ЦИК Узбекистана. До 1937 года трудилась на строительстве Днепростроя: технический прораб, старший прораб плотины. Затем начальник работ участка Рыбинского гидроузла, нач. работ Угличского гидроузла, Тагилстроя, Шекснинского гидроузла, начальник ПТО Волгостроя, зам. главного инженера Курьянстроя, замначальника производственного отдела и главный инженер района Цимлянского гидроузла.
С 1953 года – замначальника, начальник техотдела Куйбышевгидростроя.
В 1958-1993 годы – начальник отдела организации производства работ в ОКБ «Гидропроект».
Награждена двумя орденами орденом Ленина – за Днепрострой (1932) и Куйбышевскую ГЭС (1958), Трудового Красного знамени за Волгострой (1944), «Знак Почёта» за участие в строительстве Волгодонского судоходного канала (1952).
Фото из кн.: 25 лет Угличской и Рыбинской ГЭС: Из опыта строительства и эксплуатации (М.; Л.: Энергия, 1967).
© Мельник Сергей Георгиевич
26.06.14
 
Фотографии из архива автора, книг «Созидатели: Строительный комплекс Ставрополя-Тольятти. 1950-2000» (Под общ. ред. С.Г. Мельника. – Тольятти: Этажи-М, 2003), «Вечный двигатель. Волжско-Камский гидроэнергетический каскад: вчера, сегодня, завтра» (авт.-сост. С.Г. Мельник. – М.: Фонд «Юбилейная летопись», 2007) и мультимедийного авторского проекта «Рукотворный город» 
Просмотров: 22470
часть 1: предыстория | часть 2: подрайская землица | часть 3 великие кочевники | часть 4 наше превосходительство | часть 5 записки уцелевшего | часть 6 мальчики иных веков | часть 7 «мы приучены к шири…» | часть 8 отложенный проект | часть 9 великая стройка коммунизма | часть 10 на подступах к волге | часть 11 испанская грусть в жигулях | часть 12 открытие семизорова | часть 13 кузница героев | часть 14 забытый разин | часть 15 рождение первенца | часть 16 коммунизм без купюр | часть 17 памяти основателя | часть 18 перегнать америку! | часть 19 мегатонны для волги | часть 20 конец пейзажа | часть 21 перекрывая лету | часть 22 высокое напряжение | часть 23 большой аврал | часть 24 август 58-го | часть 25 финиш «долгостроя» | часть 26 гуляют все! | часть 27 цена легенд | часть 28 запас сверхпрочности | часть 29 счёт на миллиарды | часть 30 великий котлован | часть 31 отступать некуда | часть 32 город-времянка | часть 33 о роли личностей | часть 34 рождение портпосёлка | часть 35 явление комсомольска | часть 36 остров шлюзовой | часть 37 новый ставрополь | часть 38 мифы новостройки | часть 39 очаг культуры | часть 40 крутой замес | часть 41 постоянный ток | часть 42 новый виток | часть 43 большая химия | часть 44 титульный завод | часть 45 столпы плодородия | часть 46 стройки - на поток | часть 47 новый поворот | часть 48 проект века | часть 49 гигант без проекта | часть 50 волжская антиутопия | часть 51 новая ступень | часть 52 время ваза | часть 53 свой политех | часть 54 «рождённый в любви» | часть 55 город на вырост | часть 56 вазовский спецназ | часть 57 последняя эпопея | часть 58 новейшая история | часть 59 вспомнить всех | часть 60 вроде эпилога
вернуться назад

Мнение посетителей:




Функция комментирования временно недоступна...




 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
Crossfit



2009 - 2018 © Информационный портал "ТЛТгород.ру". Свидетельство о регистрации СМИ ФС77-38476 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 декабря 2009 года. 16+
Использование любых материалов сайта TLTgorod.ru допускается только со ссылкой на издание, с указанием названия сайта. При использовании любых материалов TLTgorod.ru в интернете обязательна гиперссылка (активная ссылка) на конкретную страницу сайта, с которой взята информация, размещенная не позже первого абзаца публикуемого материала.
Разработка сайтов в тольятти web-good.ru
Редакция   Посещаемость   Реклама   Сообщить об ошибке    
LiveInternet