Почему департамент культуры не «начал перестройку с себя», со своих непомерно раздутых административных штатов, а решил «ужаться» за счёт маленького, но
очень важного для горожан мунициального музея (а он стоит городу менее четырёх миллионов рублей в год — сумма, «решаемая» для любого, тем более далеко не самого бедного тольяттинского, бюджета), никто из чиновников, опять же, горожанам не объяснил. Не объяснил даже коренным ставропольчанам, для которых ликвидация «Наследия» сродни катастрофе. Им сразу сообщили, что от их мнения ничего не зависит – «мы сами всё решим». И те просто не понимают, ради чего люди, называющие себя «управленцами», рвут последнюю ниточку, связывающую их с малой родиной. Потому-то и просят в интернет-петиции, адресованной В. Путину и В. Мединскому, срочно вмешаться, чтобы «не дать тольяттинским чиновникам второй раз убить волжский Ставрополь».
Слияние или слив?
За три месяца с момента увольнения прежней профессиональной команды городу и миру так и не сообщили, кто же теперь «рулит» музеем и что теперь с ним будет на самом деле. Вопрос о слиянии отложен на неопределённое время. Набранные с улицы работники, пытаясь хоть как-то оправдать доверие новых «хозяев», поставленных департаментом, пытаются вести экскурсии, блуждая в потёмках чужого материала – не выстраданного и не одухотворённого ими. Никаких событий в музее не происходит. Информационных поводов от «Наследия» – некогда центра притяжения для тех горожан, чей культурный досуг не ограничивается банальным пивом под салют, – больше не наблюдается. Постоянная экспозиция в доме первых переселенцев Стариковых (главной святыне ГМК «Наследие»), над созданием которой несколько месяцев до печальных событий трудились сотрудники музея вместе с московскими и самарскими корифеями, так и не открыта. Полюбившиеся тольяттинцам экспонаты и передвижные выставки «из прежней жизни» раздёрганы и буквально «бродят» по городу, появляясь в самых неожиданных, а то и просто неподобающих местах...
Именно об этом предупреждала бывший директор Валентина Казакова, когда чиновники «грозились» перспективой «слияния» музеев: «Наследие» – это тончайший живой организм, насильственно кромсать который или соединять с другим, чужеродным, – значит, просто убить его».
Музей же, похоже, просто «заморозили», и другой версии произошедшего, кроме сведения личных счётов, как-то не просматривается.
По словам изгнанников, речь вовсе не о реванше – вернуться любой ценой. Не личные амбиции тешат они, «но смотреть, как убивают твоё детище – сердце кровь обливается». Потому и не молчат, уже три месяца. И, как уверяют, не замолчат.
Не успокаиваются и сочувствующие изгнанникам. Прежние страсти улеглись – но «разрушительные действия» (именно такая формулировка звучит в интернет-петиции) городских «предержащих», наделённых бесконтрольной властью, возмущает многих. Сначала люди подписывались под петицией – и под ней немало известных фамилий. Однако очевидно, что маленький провинциальный музей, как бы ни был уникален и важен для тольяттинцев, – это не «громкие» Херсонес Таврический или Исаакиевский собор, и рассчитывать на сотни тысяч подписей не приходится. А только так, наверное, можно обратить внимание высоких адресатов на тольяттинскую историю. С единственной целью: попросить их содействия в передаче музея другому учредителю, способному распоряжаться «Наследием» бережно и ответственно – «не то что нынешнее племя».
Как полагают эксперты, традиционные средства заставить местную власть отступиться от задуманного исчерпаны, нужны неординарные ходы. Судебный иск, множество исков о возврате семейных реликвий – такого в России в самом деле ещё не было. И Мединскому, наверное, об этом расскажут.
Сергей Мельник, фото Валерия Александрова
Письмо Г.А. Мурысевой мэру г.о. Тольятти С.И. Андрееву , копия — руководителю департамента культуры Булюкиной Н.В. (от 7 сентября 2015 года):
Уважаемый Сергей Игоревич!
В конце 1990-х годов мною была передана коллекция документальных и вещественных материалов, принадлежащих нашей семье и относящихся к жизни и деятельности моего отца в фонды МУК Городской музейный комплекс «Наследие» на постоянное использование и хранение — всего более 20 (двадцати) документов биографического характера, фотографий, фотоальбомов и предметов быта.
Семейные реликвии были переданы мною в музей по просьбе директора Валентины Андреевны Казаковой исключительно благодаря личному знакомству и, смею надеяться, дружбе с нею. Доверяя её профессионализму музейщика, я очень ценю многолетнее бережное отношению к памяти моего отца, т.к. в отношении других музеев, проявлявших интерес к архивным материалам А.С. Мурысева, с течением времени мне неоднократно пришлось убедиться в обратном, потому что самые интересные документы были утеряны безвозвратно. И только в отношении музейного комплекса «Наследие» за все эти годы я ни разу не имела повода усомниться, что переданные документы и вещи полностью находятся в идеальной сохранности...
Меня очень встревожило промелькнувшее в СМИ заявление департамента культуры о том, что в настоящее время он не может гарантировать сохранность музейных коллекций ГМК. Таким образом, судьба и само существование и этих архивных документов, вполне вероятно, могут оказаться плачевными. Этого я допустить не могу...
Комментарии
Надежда Булюкина, руководитель департамента культуры мэрии Тольятти:
- Причиной увольнения Казаковой, если коротко, стало неумение реально воплощать идеи в жизнь. Мы умеем бороться, писать письма, власть ругать, но как только ей досталось реально осуществить что-то, она этого не смогла...
Что касается перспектив, музей включен в план оптимизации. Будем рассматривать разные варианты. На сегодняшний день музей продолжает работать в том статусе, какой он имел до всех этих событий. Вопрос о присоединении к краеведческому музею изучается, решение пока не принято. Это будет рассматриваться на общественном совете при департаменте культуры. Но в перспективе, и я это озвучивала в разных прессах (стилистика сохранена. - Ред.), что сегодня малочисленные юридические лица неперспективны к существованию, и они подлежат оптимизации путём присоединения, слияния. И я буду придерживаться этой позиции...
Письмо Г.А. Мурысевой мы его получили. Сейчас изучаем ситуацию: на каких условиях передавались эти материалы. Надо выяснить: если это передано на ответхранение - в таком случае мы, конечно, всё вернём владелице. Если передано в фонды безвозмездно, то просьба вернуть звучит, по меньшей мере, странно.
Валентина Казакова, экс-директор Городского музейного комплекса «Наследие»:
- Чувства Галины Александровны Мурысевой очень понятны - вещи, которые она передала в фонды ГМК «Наследие», являются для её семьи реликвиями, носителями и хранителями истории семьи. Несмотря на переезды и разные перипетии судьбы, семья смогла сохранить множество значимых и дорогих вещей и документов. Длительное время сохранялись в составе семейного архива личный фонд Александра Сергеевича Мурысева – фотографии, документы, фотоальбомы периода строительства Куйбышевской ГЭС. Некоторым из этих вещей более ста лет. Демонстрация их в доме-музее представлялась удачным вариантом – здесь вещи приобретали высокий статус как вещи мемориальные, связанные с определённым историческим событием и личностью известного человека, помогая воссоздать особенности быта разных категорий населения и память конкретных семей... Теперь ситуация изменилась. Фонд семьи Мурысевых находится в негосударственной (муниципальной) части Музейного фонда РФ, то есть, в собственности мэрии Тольятти, - и Г.А. Мурысева вправе потребовать от мэрии вернуть семейные реликвии...
Наша справка:
Согласно Федеральному закону от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные экспонаты к основным средствам учреждения не относятся и являются культурными ценностями, на которые распространяется вещные права на материальные предметы (вещи).
В положении о Музейном фонде РФ, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 г., имеются нормы о возврате предметов по решению суда. Если предмет передан на хранение, то он должен быть возвращён. Процедура исключения музейных предметов и возврата их прежним владельцам может быть начата на основании разрешения органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в соотв. со ст. 15 федерального закона "О музейном фонде РФ и музеях в РФ" № 54 ФЗ от 24.04.1996 г., или на основании постановления судебных органов.