|
|
Происшествия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Журналистские расследования | | | Рукотворный город: как строился Тольятти. Часть 41. Постоянный ток
Мы продолжаем авторский проект Сергея Мельника, посвящённый созидателям Ставрополя-Тольятти – проектировщикам, архитекторам, строителям, монтажникам, – всем тем, чьи замыслы и проекты воплотились в улицы и площади современного города. Решению построить в новом Ставрополе крупное электротехническое предприятие (изначально его назвали Куйбышевским заводом ртутных выпрямителей, но вскоре переименовали в Ставропольский ЗРВ) способствовали два проекта, на скорейшем воплощении которых настаивало правительство: сооружение линии Волгоград–Донбасс – в то время самой мощной и протяженной ЛЭП постоянного тока в мире (мощность – 720 тыс. кВт, напряжение – 800 кВ, длина – 475 км) и потребность в электрификации железных дорог. Как вспоминали ветераны «Тольяттинского Трансформатора», электрификация Транссиба требовала постоянного тока, а наиболее мощными преобразователей переменного тока в постоянный на тот момент были ртутные выпрямители (полупроводниковые выпрямители уже появились, но их промышленное производство только-только начиналось). Линии постоянного тока были нужны и для соединения частей формировавшейся Единой энергосистемы страны – для решения проблем,связанных с перепадами частоты и перегрузками. Первую такую линию построили в Швеции, велись разработки и в СССР: к середине 1950-х Всесоюзный энергетический институт разработал отечественный ртутный выпрямитель ВР. Основные проектные работы по строительству завода в Ставрополе были поручены институту Ленгипроэнергострой и начаты в 1956 году. Изначально предполагалось построить завод на правом берегу Волги, в районе села Моркваши, и даже, по некоторым свидетельствам, были начаты земляные работы, но вскоре от этой идеи отказались, поскольку место оказалось не слишком удачным с точки зрения «геологии». К июлю было окончательно решено: завод строить в Ставрополе. 5 июля 1956 года вышло соответствующее распоряжение Совета министров СССР № 4022-р, согласно ему и приказу министра электротехнической промышленности от 10 июля того же годам строительство завода возлагалось «на Куйбышевгидрострой Министерства строительства электростанций», выполнение работ предписывалось «произвести в пределах плана подрядных работ по Куйбышевской гидроэлектростанции». «Во исполнение распоряжения приказываю: начальнику Главэнергопрома т. Шикторову приступить к строительству завода…» - говорится в документе. |
Первый ртутный выпрямитель СЗРВ Для ведения контроля хода строительства была образована дирекция строящегося предприятия с непосредственным подчинением Министерству электротехнической промышленности. В октябре 1956 года Главэнергопромом утверждено первое штатное расписание, временно исполняющим обязанности директора строящегося завода ртутных выпрямителей назначен Константин Васильевич Ступишин*, старшим бухгалтером дирекции – Александра Петровна Рачковская, старшим инженером отдела технадзора – Виктор Иванович Колотовкин. Дирекция строящегося завода разместилась в бараке напротив здания Управления Куйбышевгидростроя. Как отмечал основоположник подготовки специалистов-электротехников в Ставрополе-Тольятти профессор Игорь Александрович Никулин, у истоков будущего «Тольяттинского Трансформатора», как и многих других предприятий города, стояли кадры Куйбышевгидростроя (да и в упомянутом приказе по министерству отмечалось, что за рабочими, инженерно-техническими работниками и служащими Куйбышевгидростроя, переведенными на строительство завода, сохранялись условия оплаты труда, льготы и преимущества, которыми они пользовались на строительстве гидроузла).Так, в июне 1957 года бывший главный энергетик СМУ Левого берега К.В. Ступишин был назначен директором СЗРВ, а первым главным инженером стал самый молодой главный энергетик КГС Герман Подейко. Первым главным технологом, с сентября 1959-го — главным конструктором строящегося завода ртутных выпрямителей стал бывший электромонтер-линейщик на эксплуатации высоковольтных линий электропередачи, к окончанию строительства ГЭС главный инженер спецСМУ электромонтажных работ Михаил Дубровин (один из первых блестящих выпускниковноворождённого вечернего отделения Куйбышевского индустриального института на стройке, а впоследствии профессор ТПИ). На посту главного технолога в том же 1959 году его сменил Виктор Нуянзин, работавший главным энергетиком СМУ Левого берега после Ступишина. |
Первый директор завода К.В. Ступишин Как предполагает Г.В. Подейко, именно генерал-майор Иван Сергеевич Шикторов – «человек высокой культуры и технической грамотности», служивший некоторое время (по окончании строительства Волго-Донского судоходного канала) заместителем начальника Куйбышевгидростроя, сыграл не последнюю роль в принятии решения о выборе места для строительства завода. Им же были сделаны первые назначения. «Строительство гидроузла в основном закончилось, но мощную строительную базу и огромный коллектив строителей нужно было как-то использовать, – рассказывал Герман Владиславович. – Многие строители стали уезжать – на сооружение Братской ГЭС, Красноярской ГЭС. А мне, хотя я действительно управлял энергетикой крупного строительного района, вроде бы туда рановато. Уже организована дирекция строящегося завода, директором назначен Ступишин. И тут приглашает меня в Москву Шикторов (а Иван Сергеевич знал меня здесь, поскольку как раз в моем районе отрабатывалась и внедрялась довольно сложная и перспективная технология электропрогрева бетона, и несколько совещаний по обеспечению материалами, специальным оборудованием, трансформаторами проводил он) и предлагает мне стать главным инженером строящегося завода. С одной стороны, мне, конечно, приятно, – но ведь ртутные выпрямители совершенно новая для меня область. И потом мне всего двадцать девять. Но он убедил, сказал, что молодость – это, наоборот, хорошо, и тут же подписал приказ о моем назначении, и даже с персональной ставкой. Это произошло 3 июня 1957 года. Это был, пожалуй, последний приказ Шикторова по кадрам, поскольку через неделю после моего назначения Министерство электротехнической промышленности было ликвидировано – в это время организовали совнархозы…» |
Первый главный инженер Г.В. Подейко (справа) 27 апреля 1957 года экскаваторщики участка СМУ-8 Куйбышевгидростроя под руководством С.И. Бажанова вынули первый ковш грунта из котлована для будущего предприятия. Первым начали возводить высоковольтный корпус, предназначенный для выпуска высоковольтных вентилей типа ВР-9 для строящейся линии электропередачи постоянного тока Волгоград–Донбасс. Затем – низковольтный, аппаратный – для производства преобразователей типа ИВС-200/10 и ИВС-300/5 для электрификации железных дорог. Продолжение следует. _________________________ * Ступишин Константин Васильевич (из личной биографии): Родился 7 марта 1906 года в г. Дружовка Донецкой области. Трудовая деятельность начата с детства после смерти отца и матери. Сначала в хозяйстве деда (отца матери), где я воспитывался, затем на случайных временных работах у помещика Доткина и др. В 1923 году поступил в профтехшколу в г. Курске, которую окончил в 1927 году. По окончании школы работал на заводе в г. Горловке Донецкой области слесарем. В 1930 году поступил на учебу в Новочеркасский индустриальный институт. По окончании института был направлен на работу в г. Рыбинск Ярославской области на строительство Рыбинской и Угличской гидроэлектрических станций, где я работал в должности инженера, старшего инженера, начальника проектного отделения с 1935 по 1941 год. С 1941 года работал в системе Главооборонстроя по сооружению оборонительных рубежей в должности главного механика военно-полевого строительства. С 1942 года – на строительстве металлургических сооружений в г. Н. Тагил в должности начальника района электрических сетей подстанций высокого напряжения. С 1950 года работал в Куйбышевгидрострое в должности главного энергетика Управления Левого берега. С 1956 по 1960 год – директор строящегося завода ртутных выпрямителей. С 1960 по 1966 год – главный инженер спецСМУ Куйбышевгидростроя. С 1966 года – на пенсии. Имею правительственные награды: орден «Знак Почета», медали «За трудовое отличие», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». Ветеран труда. © Мельник Сергей Георгиевич 21.01.16 Фотографии из архивов автора, семьи А.С. Мурысева, книг «Витки «Трансформатора» (под общ. ред. С.Г. Мельника. – Тольятти: ИД «Инфо-Пресс», 2006) , «Созидатели: Строительный комплекс Ставрополя-Тольятти. 1950-2000» (под общ. ред. С.Г. Мельника. – Тольятти: «Этажи-М», 2003), «Вечный двигатель. Волжско-Камский гидроэнергетический каскад: вчера, сегодня, завтра» (авт.-сост. С.Г. Мельник. – М.: Фонд «Юбилейная летопись», 2007) и мультимедийного авторского проекта «Рукотворный город» |
Первый главный технолог В.В. Нуянзин |
Обложка книги «Витки «Трансформатора» |
Просмотров: 3826 | |
| | | | Мнение посетителей: | | |
| | |
Функция комментирования временно недоступна...
| |
|
|
|
|
|
|