ТЛТгород.ру - городской информационный портал Тольятти. Все новости города. 18+В октябре портал посетило 50 779 человек, 247 270 просмотров. Реклама на сайте
  
Погода сегодня
-9°
главная новость Тольятти
101,6143  нефть 77,25
€ 105,2512  золото 2632,3
БизнесНовостиВидеоФотоотчетыКриминалРасследованияСВО на УкраинеОбъявленияеще

Происшествия

(мнение)(видео) «И да, он русский». Появилось видео ...
(видео) В Тольятти каршеринг влетел в остановку
Сызранские транспортные полицейские пресекли перевозку ...
В Самаре женщина зарезала знакомого в ходе пьяной ссоры




Журналистские расследования

Рукотворный город: как строился Тольятти. Часть 40. Крутой замес


Строится завод Волгоцеммаш

Строится завод Волгоцеммаш

Мы продолжаем авторский проект Сергея Мельника, посвящённый созидателям Ставрополя-Тольятти – проектировщикам, архитекторам, строителям, монтажникам, – всем тем, чьи замыслы и проекты воплотились в улицы и площади современного города.
Общепризнанно: перспективой стать крупным промышленным центром Ставрополь-Тольятти обязан грандиозному гидростроительству, развернутому в середине прошлого века «против лучшей точки Жигулей», как когда-то назвал это место Илья Репин.
Не случайно и появление именно здесь, в непосредственной близости от гидроузла, мощного промышленного комплекса – целого ряда крупных энергоемких химических и машиностроительных предприятий, построенных в конце 1950-х – 1970-е годы: Волгоцеммаш, «Тольяттинский Трансформатор», Тольяттикаучук, Куйбышевазот, Фосфор, а затем АВТОВАЗ и ТоАЗ. Даже в те времена, когда, казалось бы, государственные деньги были несчитанными, нашлись люди, которые посчитали: огромный потенциал, опыт, кадровый резерв Куйбышевгидростроя – одного из самых мощных в ту пору строительных трестов – больше всего пригодится там, «где родился». Вот почему именно куйбышевгидростроевцам были доверены все те программы, которые государство претворяло в жизнь: электрификация, химизация, автомобилизация… 
Строится завод Волгоцеммаш

Строится завод Волгоцеммаш

Краткая хроника событий выглядит так:
21 августа 1950 года – Постановление правительства СССР «О строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге».
15 апреля 1955 года – вместо УНР-710 генеральным подрядчиком строительства Куйбышевского завода синтетического каучука в Ставрополе определён Куйбышевгидрострой. (Интенсивное строительство началось после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1958 года «Об ускорении развития производства искусственных и синтетических волокон, пластических масс и других синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд промышленности в 1958-1965 годах»).
24 августа 1955 года – постановление о сооружении в Ставрополе завода «Волгоцеммаш».
5 июля 1956 года – распоряжение Совета министров СССР о строительстве в Ставрополе завода ртутных выпрямителей (ООО «Тольяттинский Трансформатор»).
7 января 1958 года – правительственное постановление о сооружении в Ставрополе Куйбышевского химического завода (ОАО «Фосфор»).
1961 год – начало строительства в Ставрополе Куйбышевского азотно-тукового завода (ЗАО «Куйбышевазот»).
20 июля 1966 года – Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Волжского автомобильного завода.
1974 год – начало строительства Тольяттинского азотного завода... 
Строится завод Волгоцеммаш

Строится завод Волгоцеммаш

В феврале 1956 года на историческом ХХ съезде (в котором, к слову, участвовал прославленный к тому времени экскаваторщик Куйбышевгидростроя Михаил Евец) не только «развенчали культ личности» – были приняты решения, которые заметно повлияли на дальнейшее строительство в Ставрополе. Съезд подтвердил линию на «устранение кустарщины и всякого рода архитектурных излишеств» – и по сути, поставил точку в «сталинской» застройке нового города и посёлков, которые впоследствии вошли в черту Тольятти. Поэтому здание бывшего горкома КПСС – нынешней городской думы, выстроенное в 1957 году (сдано в эксплуатацию 30 октября 1957-го), по меркам предыдущего периода оказалось строгим, зато в сравнении с застройкой 60-х годов оно до сих пор украшает Центральную площадь. Здание мэрии на площади Свободы (бывший горисполком), сданное в эксплуатацию 25 июля 1959 года, также считается «жертвой экономичности»: если бы его начали строить года на два-три раньше, его внешний и внутренний декор был бы совсем другим, куда более помпезным.
Из директивы ХХ съезда КПСС: «Завершить в 1956-1957 гг. переход к строительству жилых домов и зданий культурно-бытового назначения по типовым проектам…
Снизить стоимость жилищного строительства за пятилетие не менее чем на 20%…
Расширить производство высокопроизводительного комплектного оборудования для цементной промышленности…» 
Начальник Промстрой-2 А.М. Харитонов

Начальник Промстрой-2 А.М. Харитонов

Постановление Совета министров о строительстве в Ставрополе завода цементного машиностроения вышло в августе 1955 года, а в апреле 1956-го на стройплощадке под будущий Волгоцеммаш начали рыть котлован.
«Сейчас его цеха вплотную приткнулись к жилым кварталам города, а тогда, в 1956 году, когда на строительную площадку пришли первые строители, здесь разливалась привольная золотая степь. Прошло пять лет, и в первом году семилетки цеха строящегося завода уже дали для заводов-соседей 460 тонн различного металлооборудования, – читаем в альбоме «Куйбышевгидрострою 30 лет» (авт.-сост. Ю.В. Ермаков. – Тольятти, 1980). Ответственным за выпуск издания выступил будущий заслуженный строитель РСФСР Сергей Бажанов*, который и руководил участком КГС на строительстве первой очереди ВЦМ (с 1959 года возведением комплекса, включающего более тридцати крупных производственных сооружений, было поручено коллективу СМУ-2 КГС под руководством Алексея Харитонова**). – Заканчивая первую очередь завода цементного машиностроения, куйбышевгидростроевцы начали сооружать и его вторую очередь. А сегодня завод шагнул на восток – его третья, и самая мощная, очередь вплотную подошла к территории Тольяттинского электротехнического завода. 
Бригадир монтажников А.П. Лобачёв

Бригадир монтажников А.П. Лобачёв

На реконструкции завода ВЦМ высокую организованность и замечательное профессиональное мастерство показал коллектив управления строительства Промстрой-2 (бывшее СМУ-2) и особенно комплексные бригады Александра Павловича Лобачёва*** и Михаила Николаевича Тестова. Работая методом бригадного подряда, они на 30-40 дней сократили сроки ввода в эксплуатацию бытового корпуса и термообрубного цеха, значительно снизили трудозатраты и стоимость возводимых объектов. Коллективы А.П. Лобачёва в 1975-м и М.Н. Тестова в 1977-м годах были признаны победителями Всесоюзного социалистического соревнования и получили звания «Лучшая бригада Министерства энергетики и электрификации СССР».
В числе ударников отмечены также коллектив участка В. Пешкова, бригады Г. Казакевича и И. Жаринова.
Значительную роль в ускорение строительства предприятия внесли первые его руководители – директора Г.М. Лазаренко и В.С. Замешаев... 
Первое заседание учёного совета ВНИИНЕРУДа

Первое заседание учёного совета ВНИИНЕРУДа

В январе 1957 года вышел приказ министра строительного, дорожного и коммунального машиностроения о создании в Ставрополе НИИ цементной промышленности. В феврале 1966 года институт, ставший к тому времени одним из ведущих отечественных научных и проектно-конструкторских центров в своей отрасли, был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт цементного машиностроения – ВНИИЦЕММАШ.
В апреле 1957 года вышло постановление Совмина СССР об организации в Ставрополе еще одного Всесоюзного научно-исследовательского института – нерудных строительных материалов. Со временем ВНИИНЕРУД стал одним из крупнейших научно-исследовательских учреждений страны, его разработки широко использовали ВЦМ, предприятия УСЭПП, а впоследствии и Волжский автозавод.
Содружество науки и производства не могло не сказаться на результатах. К 1975 году флагман советского цементного машиностроения завод «Волгоцеммаш» производил 65% высококачественного цементного оборудования, выпускаемого в стране.
Не случайно именно около проходной ВЦМ в была установлена самая первая в городе скульптура – «Рабочая гордость» (1965 год).
Немало сделал Волгоцеммаш для города. Было построено около 200 тыс. кв. м жилья, детские сады, профилакторий, стадион «Труд».
23 мая 1965 года на только что открытом стадионе состоялся первый матч: заводская футбольная команда мастеров «Труд» сыграла с курскими «Трудовыми резервами».
Продолжение следует. 
Строительство жилья в районе ВЦМ, 1960-е

Строительство жилья в районе ВЦМ, 1960-е

Здесь и далее по: Созидатели: Строительный комплекс Ставрополя-Тольятти. 1950-2000 (Под общ. ред. С.Г. Мельника. – Тольятти: «Этажи-М», 2003):
* Бажанов Сергей Иванович (1920–2000). Родился в Сызрани. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Московский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель. С 1946 года – преподаватель, заместитель директора Сызранского машиностроительного техникума. С 1950 года – в Куйбышевгидрострое: прораб, главный инженер участка, начальник участка Плотинного района на строительстве Куйбышевской ГЭС. С 1957 года – начальник участка на строительстве завода «Волгоцеммаш», начальник СМУ-8 КГС на строительстве завода ртутных выпрямителей. С 1964 года – заместитель главного инженера, начальник производственного отдела, главный технолог, с 1978 года – заместитель начальника Куйбышевгидростроя по строительству объектов химии и энергетики. Заслуженный строитель РСФСР. Награждён орденами Трудового Красного Знамени и др., боевыми наградами.
** Харитонов Алексей Михайлович (1927–2000). Родился в г. Ростов-на-Дону. Окончил Тольяттинский политехнический институт. С 1947 года – прораб, начальник карьера, начальник производственно-технического отдела на строительстве Цимлянской ГЭС. С 1953 года – старший инженер, начальник ПТО, начальник участка в СУ-5 Управления строительства «Куйбышевгидрострой» на сооружении Куйбышевской ГЭС. С 1959 года – начальник СМУ-2 КГС, с 1965-го – треста «Промстрой-2» КГС, с 1974 года – заместитель начальника Куйбышевгидростроя, в 1978-87 гг. – начальник треста «Химэнергострой» КГС. Под его руководством строились цементно–шиферный комбинат в Яблоневом овраге, завод «Волгоцеммаш», Тольяттинская, Сызранская, Самарская ТЭЦ, ТЭЦ ВАЗа, Тольяттинский азотный завод. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Октябрьской Революции.
*** Лобачёв Александр Павлович (27.12.1923 – неизв.). Участник Великой Отечественной войны. С 1956 года монтажник, бригадир монтажников в тресте «Промстрой-2» Куйбышевгидростроя. Участвовал в возведении завода «Волгоцеммаш», в сооружении Волжского автомобильного завода, объектов Куйбышевазота, а также в жилищном и культурно-бытовом строительстве. Награжден орденом Ленина, боевыми наградами.
© Мельник Сергей Георгиевич
 
22.01.16
 
Фотографии из архивов автора, семьи А.С. Мурысева, книг «Улицы памяти» (Тольятти: Фонд «Духовное наследие», 2005), «Вечный двигатель. Волжско-Камский гидроэнергетический каскад: вчера, сегодня, завтра» (авт.-сост. С.Г. Мельник. – М.: Фонд «Юбилейная летопись», 2007) и мультимедийного авторского проекта «Рукотворный город»
    
Строится стадион «Труд», начало 1960-х

Строится стадион «Труд», начало 1960-х

Просмотров: 67165
часть 1: предыстория | часть 2: подрайская землица | часть 3 великие кочевники | часть 4 наше превосходительство | часть 5 записки уцелевшего | часть 6 мальчики иных веков | часть 7 «мы приучены к шири…» | часть 8 отложенный проект | часть 9 великая стройка коммунизма | часть 10 на подступах к волге | часть 11 испанская грусть в жигулях | часть 12 открытие семизорова | часть 13 кузница героев | часть 14 забытый разин | часть 15 рождение первенца | часть 16 коммунизм без купюр | часть 17 памяти основателя | часть 18 перегнать америку! | часть 19 мегатонны для волги | часть 20 конец пейзажа | часть 21 перекрывая лету | часть 22 высокое напряжение | часть 23 большой аврал | часть 24 август 58-го | часть 25 финиш «долгостроя» | часть 26 гуляют все! | часть 27 цена легенд | часть 28 запас сверхпрочности | часть 29 счёт на миллиарды | часть 30 великий котлован | часть 31 отступать некуда | часть 32 город-времянка | часть 33 о роли личностей | часть 34 рождение портпосёлка | часть 35 явление комсомольска | часть 36 остров шлюзовой | часть 37 новый ставрополь | часть 38 мифы новостройки | часть 39 очаг культуры | часть 40 крутой замес | часть 41 постоянный ток | часть 42 новый виток | часть 43 большая химия | часть 44 титульный завод | часть 45 столпы плодородия | часть 46 стройки - на поток | часть 47 новый поворот | часть 48 проект века | часть 49 гигант без проекта | часть 50 волжская антиутопия | часть 51 новая ступень | часть 52 время ваза | часть 53 свой политех | часть 54 «рождённый в любви» | часть 55 город на вырост | часть 56 вазовский спецназ | часть 57 последняя эпопея | часть 58 новейшая история | часть 59 вспомнить всех | часть 60 вроде эпилога
вернуться назад

Мнение посетителей:




Функция комментирования временно недоступна...




 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45



© СМИ сетевое издание «TLTgorod» (ТЛТгород)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) серия Эл № ФС77-85542 от 04.07.2023 г.
Использование любых материалов сайта TLTgorod.ru допускается только со ссылкой на издание, с указанием названия сайта. При использовании любых материалов TLTgorod.ru в интернете обязательна гиперссылка (активная ссылка) на конкретную страницу сайта, с которой взята информация, размещенная не позже первого абзаца публикуемого материала.
Учредитель: ООО "ГОСТ" (ОГРН 1146320013146)
Телефон редакции: 89608488510
Главный редактор: Давыдов С. Н.
Адрес электронной почты редакции: davidoff.06@mail.ru
Возрастное ограничение: 18+
Разработка сайтов в тольятти web-good.ru
Контакты   Посещаемость   Реклама   Сообщить об ошибке    
LiveInternet