|
|
Происшествия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Журналистские расследования | | | Рукотворный город: как строился Тольятти. Часть 40. Крутой замес
Строится завод Волгоцеммаш Мы продолжаем авторский проект Сергея Мельника, посвящённый созидателям Ставрополя-Тольятти – проектировщикам, архитекторам, строителям, монтажникам, – всем тем, чьи замыслы и проекты воплотились в улицы и площади современного города. Общепризнанно: перспективой стать крупным промышленным центром Ставрополь-Тольятти обязан грандиозному гидростроительству, развернутому в середине прошлого века «против лучшей точки Жигулей», как когда-то назвал это место Илья Репин. Не случайно и появление именно здесь, в непосредственной близости от гидроузла, мощного промышленного комплекса – целого ряда крупных энергоемких химических и машиностроительных предприятий, построенных в конце 1950-х – 1970-е годы: Волгоцеммаш, «Тольяттинский Трансформатор», Тольяттикаучук, Куйбышевазот, Фосфор, а затем АВТОВАЗ и ТоАЗ. Даже в те времена, когда, казалось бы, государственные деньги были несчитанными, нашлись люди, которые посчитали: огромный потенциал, опыт, кадровый резерв Куйбышевгидростроя – одного из самых мощных в ту пору строительных трестов – больше всего пригодится там, «где родился». Вот почему именно куйбышевгидростроевцам были доверены все те программы, которые государство претворяло в жизнь: электрификация, химизация, автомобилизация… |
Строится завод Волгоцеммаш Краткая хроника событий выглядит так: 21 августа 1950 года – Постановление правительства СССР «О строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге». 15 апреля 1955 года – вместо УНР-710 генеральным подрядчиком строительства Куйбышевского завода синтетического каучука в Ставрополе определён Куйбышевгидрострой. (Интенсивное строительство началось после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1958 года «Об ускорении развития производства искусственных и синтетических волокон, пластических масс и других синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд промышленности в 1958-1965 годах»). 24 августа 1955 года – постановление о сооружении в Ставрополе завода «Волгоцеммаш». 5 июля 1956 года – распоряжение Совета министров СССР о строительстве в Ставрополе завода ртутных выпрямителей (ООО «Тольяттинский Трансформатор»). 7 января 1958 года – правительственное постановление о сооружении в Ставрополе Куйбышевского химического завода (ОАО «Фосфор»). 1961 год – начало строительства в Ставрополе Куйбышевского азотно-тукового завода (ЗАО «Куйбышевазот»). 20 июля 1966 года – Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве Волжского автомобильного завода. 1974 год – начало строительства Тольяттинского азотного завода... |
Строится завод Волгоцеммаш В феврале 1956 года на историческом ХХ съезде (в котором, к слову, участвовал прославленный к тому времени экскаваторщик Куйбышевгидростроя Михаил Евец) не только «развенчали культ личности» – были приняты решения, которые заметно повлияли на дальнейшее строительство в Ставрополе. Съезд подтвердил линию на «устранение кустарщины и всякого рода архитектурных излишеств» – и по сути, поставил точку в «сталинской» застройке нового города и посёлков, которые впоследствии вошли в черту Тольятти. Поэтому здание бывшего горкома КПСС – нынешней городской думы, выстроенное в 1957 году (сдано в эксплуатацию 30 октября 1957-го), по меркам предыдущего периода оказалось строгим, зато в сравнении с застройкой 60-х годов оно до сих пор украшает Центральную площадь. Здание мэрии на площади Свободы (бывший горисполком), сданное в эксплуатацию 25 июля 1959 года, также считается «жертвой экономичности»: если бы его начали строить года на два-три раньше, его внешний и внутренний декор был бы совсем другим, куда более помпезным. Из директивы ХХ съезда КПСС: «Завершить в 1956-1957 гг. переход к строительству жилых домов и зданий культурно-бытового назначения по типовым проектам… Снизить стоимость жилищного строительства за пятилетие не менее чем на 20%… Расширить производство высокопроизводительного комплектного оборудования для цементной промышленности…» |
Начальник Промстрой-2 А.М. Харитонов Постановление Совета министров о строительстве в Ставрополе завода цементного машиностроения вышло в августе 1955 года, а в апреле 1956-го на стройплощадке под будущий Волгоцеммаш начали рыть котлован. «Сейчас его цеха вплотную приткнулись к жилым кварталам города, а тогда, в 1956 году, когда на строительную площадку пришли первые строители, здесь разливалась привольная золотая степь. Прошло пять лет, и в первом году семилетки цеха строящегося завода уже дали для заводов-соседей 460 тонн различного металлооборудования, – читаем в альбоме «Куйбышевгидрострою 30 лет» (авт.-сост. Ю.В. Ермаков. – Тольятти, 1980). Ответственным за выпуск издания выступил будущий заслуженный строитель РСФСР Сергей Бажанов*, который и руководил участком КГС на строительстве первой очереди ВЦМ (с 1959 года возведением комплекса, включающего более тридцати крупных производственных сооружений, было поручено коллективу СМУ-2 КГС под руководством Алексея Харитонова**). – Заканчивая первую очередь завода цементного машиностроения, куйбышевгидростроевцы начали сооружать и его вторую очередь. А сегодня завод шагнул на восток – его третья, и самая мощная, очередь вплотную подошла к территории Тольяттинского электротехнического завода. |
Бригадир монтажников А.П. Лобачёв На реконструкции завода ВЦМ высокую организованность и замечательное профессиональное мастерство показал коллектив управления строительства Промстрой-2 (бывшее СМУ-2) и особенно комплексные бригады Александра Павловича Лобачёва*** и Михаила Николаевича Тестова. Работая методом бригадного подряда, они на 30-40 дней сократили сроки ввода в эксплуатацию бытового корпуса и термообрубного цеха, значительно снизили трудозатраты и стоимость возводимых объектов. Коллективы А.П. Лобачёва в 1975-м и М.Н. Тестова в 1977-м годах были признаны победителями Всесоюзного социалистического соревнования и получили звания «Лучшая бригада Министерства энергетики и электрификации СССР». В числе ударников отмечены также коллектив участка В. Пешкова, бригады Г. Казакевича и И. Жаринова. Значительную роль в ускорение строительства предприятия внесли первые его руководители – директора Г.М. Лазаренко и В.С. Замешаев... |
Первое заседание учёного совета ВНИИНЕРУДа В январе 1957 года вышел приказ министра строительного, дорожного и коммунального машиностроения о создании в Ставрополе НИИ цементной промышленности. В феврале 1966 года институт, ставший к тому времени одним из ведущих отечественных научных и проектно-конструкторских центров в своей отрасли, был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт цементного машиностроения – ВНИИЦЕММАШ. В апреле 1957 года вышло постановление Совмина СССР об организации в Ставрополе еще одного Всесоюзного научно-исследовательского института – нерудных строительных материалов. Со временем ВНИИНЕРУД стал одним из крупнейших научно-исследовательских учреждений страны, его разработки широко использовали ВЦМ, предприятия УСЭПП, а впоследствии и Волжский автозавод. Содружество науки и производства не могло не сказаться на результатах. К 1975 году флагман советского цементного машиностроения завод «Волгоцеммаш» производил 65% высококачественного цементного оборудования, выпускаемого в стране. Не случайно именно около проходной ВЦМ в была установлена самая первая в городе скульптура – «Рабочая гордость» (1965 год). Немало сделал Волгоцеммаш для города. Было построено около 200 тыс. кв. м жилья, детские сады, профилакторий, стадион «Труд». 23 мая 1965 года на только что открытом стадионе состоялся первый матч: заводская футбольная команда мастеров «Труд» сыграла с курскими «Трудовыми резервами». Продолжение следует. |
Строительство жилья в районе ВЦМ, 1960-е Здесь и далее по: Созидатели: Строительный комплекс Ставрополя-Тольятти. 1950-2000 (Под общ. ред. С.Г. Мельника. – Тольятти: «Этажи-М», 2003): * Бажанов Сергей Иванович (1920–2000). Родился в Сызрани. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Московский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель. С 1946 года – преподаватель, заместитель директора Сызранского машиностроительного техникума. С 1950 года – в Куйбышевгидрострое: прораб, главный инженер участка, начальник участка Плотинного района на строительстве Куйбышевской ГЭС. С 1957 года – начальник участка на строительстве завода «Волгоцеммаш», начальник СМУ-8 КГС на строительстве завода ртутных выпрямителей. С 1964 года – заместитель главного инженера, начальник производственного отдела, главный технолог, с 1978 года – заместитель начальника Куйбышевгидростроя по строительству объектов химии и энергетики. Заслуженный строитель РСФСР. Награждён орденами Трудового Красного Знамени и др., боевыми наградами. ** Харитонов Алексей Михайлович (1927–2000). Родился в г. Ростов-на-Дону. Окончил Тольяттинский политехнический институт. С 1947 года – прораб, начальник карьера, начальник производственно-технического отдела на строительстве Цимлянской ГЭС. С 1953 года – старший инженер, начальник ПТО, начальник участка в СУ-5 Управления строительства «Куйбышевгидрострой» на сооружении Куйбышевской ГЭС. С 1959 года – начальник СМУ-2 КГС, с 1965-го – треста «Промстрой-2» КГС, с 1974 года – заместитель начальника Куйбышевгидростроя, в 1978-87 гг. – начальник треста «Химэнергострой» КГС. Под его руководством строились цементно–шиферный комбинат в Яблоневом овраге, завод «Волгоцеммаш», Тольяттинская, Сызранская, Самарская ТЭЦ, ТЭЦ ВАЗа, Тольяттинский азотный завод. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Октябрьской Революции. *** Лобачёв Александр Павлович (27.12.1923 – неизв.). Участник Великой Отечественной войны. С 1956 года монтажник, бригадир монтажников в тресте «Промстрой-2» Куйбышевгидростроя. Участвовал в возведении завода «Волгоцеммаш», в сооружении Волжского автомобильного завода, объектов Куйбышевазота, а также в жилищном и культурно-бытовом строительстве. Награжден орденом Ленина, боевыми наградами. © Мельник Сергей Георгиевич 22.01.16 Фотографии из архивов автора, семьи А.С. Мурысева, книг «Улицы памяти» (Тольятти: Фонд «Духовное наследие», 2005), «Вечный двигатель. Волжско-Камский гидроэнергетический каскад: вчера, сегодня, завтра» (авт.-сост. С.Г. Мельник. – М.: Фонд «Юбилейная летопись», 2007) и мультимедийного авторского проекта «Рукотворный город» |
Строится стадион «Труд», начало 1960-х |
Просмотров: 67165 | |
| | | | Мнение посетителей: | | |
| | |
Функция комментирования временно недоступна...
| |
|
|
|
|
|
|