| Призрак краеведческого музея Тольятти: мифы и реальность. Часть I
Привидение в краеведческом музее Тольятти засняли трижды Привидение в Тольяттинском краеведческом музее последний раз беспокоило горожан 6 мая 2009 года в 19.50 вечера. С тех пор о нем нет никаких новостей, но тема с завидной регулярностью поднимается местными, федеральными и зарубежными СМИ. Корреспонденты телеканалов РЕН ТВ, ТВ-3, НТВ и других, отправляясь в очередную командировку в наши края, мониторят в интернете наши достопримечательности (инопланетные круги на гречишном поле, памятник псу Верному, музейное привидение и т.д.) и каждый раз возвращаются из командировки с новым сюжетом на уже не раз обсосанную тему. С местными журналистами все проще: каждое их новое поколение готово пройтись уже истоптанными тропами и выдать новым читателям и зрителям свою версию многократно использованной информации. Одну и ту же историю можно рассказывать с периодичностью, например, раз в четыре года – и она всякий раз будет звучать как новая или сильно позабытая старая. Впрочем, публикаций на эту тему чуть больше двух десятков, так что впереди нас ждет еще много интересного. Возможно, вы будете смеяться, но мы тоже расскажем вам сегодня о тольяттинском привидении. Другое дело, что мы постараемся сделать это так, чтобы после нашей статьи всю эту таинственную историю уже нельзя было бы дополнить чем-нибудь вразумительным. В нашем рассказе будут присутствовать факты, имеющие косвенное отношение к заявленной теме, а также некоторые детали, вообще не имеющие отношения к нашему повествованию. Старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея Лидия Любославова рассказывает: «Ты же знаешь, как я люблю все эти истории и свидетельства про паранормальные явления. Но за все годы работы в музее мне ни разу не довелось сталкиваться с привидением». Как вы понимаете, это история из серии 50/50 – то есть, в нее можно либо верить, либо нет. Магия места Когда начинают копаться в чем-то неизведанном – всегда стараются интересоваться так называемой магией места: а не было ли здесь десятилетия или столетия назад кладбища какого-нибудь? Не происходило ли здесь когда-то какое-нибудь чудовищное преступление или леденящая душу история? |
Дом на бульваре Ленина, 22 Старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Тольяттинского краеведческого музея Марина Иванова рассказывает, что здешние окрестности были ничем не примечательны. На месте, где сейчас находится Центральный парк, до 1958 года был аэродром малой авиации. В 1958-59 годах его стали засаживать деревьями, и он превратился в место отдыха горожан. Остановка «Третий поселок» сохранила свое историческое название: еще в начале 1950-х годов здесь располагались бараки с заключенными – строителями ГЭС. Из многочисленных источников информации было известно, что на месте ныне застраиваемого сквера за ДК «Тольятти» находилось кладбище с безымянными могилами заключенных. Впрочем, специалисты краеведческого музея не подтверждают эту информацию. Но и не опровергают ее. На территории, где сейчас расположены улицы Советская, Ушакова, Ленинградская, Баныкина, горожане сажали картошку. Впрочем, улица Баныкина уже существовала в некоем виде. Но называлась она тогда Южная. На месте, где стоит дом 22 на бульваре Ленина, в котором нынче расположен краеведческий музей, раньше было поле. Просто поле. В 1967 году здесь был заложен первый фундамент, а с 1969 года это место стали застраивать пятиэтажками. Марина Иванова, как старожил нашего города, рассказывает, что рядом возводилась 26-я школа, на ее строительстве работали «химики». Как-то ей довелось наблюдать, как они выкинули мужика со второго этажа – прямо на койке. Ну, это было обычное хулиганство, а не предвестник наших ужасных историй. Девятиэтажки здесь стали строить в 1973 году – в том числе и дом на бульваре Ленина, 22. По непонятной причине при возведении жилых зданий рядом не предполагалось строительство сооружений социально-бытового назначения: ни тебе магазинов, ни прачечных, ни аптек. Тогдашние руководители стройки ради блага людей пошли на такую махинацию: к домам приделали пристрои с единой стеной, эти пристрои считались не отдельным строением, а единым целым с жилым домом. Так, например, на улице Мира появись магазины «Аккорд», «Океан», «Дом природы». Первые этажи на бульваре Ленина тоже при строительстве обзавелись подобными «излишествами». Музей, ранее располагавшийся в подвальчике на ул. Голосова-20, переехал в помещение на бульваре Ленина, 22, в 1979 году. Здание долго строили, помещение все никак не могли принять в эксплуатацию, в нем не была завершена чистовая отделка, отсутствовала проводка и, по свидетельствам старожилов, повсюду почему-то пахло, гм, нечистотами. Первая таинственная история, а вернее – псевдотаинственная история, - произошла именно в этих вонючих коридорах и подвалах. Поскольку там отсутствовали проводка и освещение, некий героический электрик ринулся в эту непроглядную темень. Шаря руками по стенам, пытаясь сориентироваться в пространстве и не разбить себе лоб о дверной косяк или угол, электрик неожиданно нащупал волосатую морду с распахнутой пастью и длинными клыками. Его состояние в тот миг в народе назвали бы «какать кирпичами». Впрочем, все быстро выяснилось: вдоль стен складировались неразобранные экспонаты будущей экспозиции, и электрик в темноте схватился за голову кабана. Этот шедевр таксидермического искусства назывался медальон – ну, обычная голова зверя на деревянном диске. Чертовщина началась с художника Михаила Зотова Но первые по-настоящему таинственные явления стали происходить в середине 1990-х годов, и связаны они были с именем художника, писателя и диссидента Михаила Зотова. Сверяясь с сегодняшним днем, уверенно можно сказать, что это был надчеловек, сверхчеловек какой-то: его биографии хватило бы на десяток-другой обычных граждан, которые даже эту разбавленную версию считали бы насыщенной и клокочущей. Родился Михаил Васильевич в 1923 году, был наполовину немцем, перед войной именно как немец был сослан на Южный Урал, где принудительно стал трудармейцем. Но в 1943 году ему выдали справку о том, что он русский, а не немец, и отправили сражаться в действующую армию. Вдумайтесь: немца! в 1943-ем! на фронт! В 1944-ом после тяжелых ранний Зотов был комиссован, но по причине физических увечий не смог работать на заводе, и стал художником-оформителем. Вот эти-то художества и привели его на тропу диссидентства. Как спустя много лет стали указывать в официальных документах, Зотов, «будучи в состоянии ярости, написал несколько «нестандартных» живописных полотен, а также роман антисоветского содержания». |
Художник Михаил Зотов |
Картины Зотова в музейном хранилище |
Жуткий автограф Михаила Зотова В 1965 году Зотов был принудительно осмотрен врачами-психиатрами, после чего поставлен на учет в Куйбышевской областной психиатрической больнице с диагнозом «патологическое развитие личности». А в 1980 году в Москве при обыске в подпольной редакции диссидентского литературного сборника были обнаружены его рукописи. В 1981 году он был арестован и направлен в Челябинск на психиатрическую экспертизу. Была проведена и художественная экспертиза его творений: «Мы, нижеподписавшиеся художники, члены Союза художников СССР, члены оргбюро Тольяттинской группы Куйбышевского отделения Союза художников СССР Латышева Елена Валентиновна, Зыков Михаил Васильевич (председатель худсовета), Голубицкий Георгий Юделевич, члены художественного совета Кондратьева Лидия Алексеевна, Мацкевич Владислав Михайлович, директор Тольяттинского городского краеведческого музея Гаврюшина Валентина Ивановна, 29 апреля 1981 года произвели художественную экспертизу картин обвиняемого Зотова Михаила Васильевича… Вышеперечисленные работы обвиняемого… не имеют какой-либо художественной, исторической и этнографической ценности и являются антихудожественными перепевами на произведения известных художников… Картина Зотова М. В. «Данко» - патологическое, извращенное восприятие романтического образа, воспетого писателем А.М. Горьким… «Емельян Пугачев» - аналогичное восприятие народных легенд». Из психиатрической клиники, где ему выбили глаз, художник освободился только в 1983 году. Мы упомянули лишь несколько эпизодов из обширной биографии Михаила Зотова. Более подробные сведения о художнике можно разыскать на просторах интернета. Хочу обратить внимание на один момент: порицаемый в 1981 году тогдашним руководством краеведческого музея, спустя много лет Зотов 24 декабря 1995 года, за день до своей смерти, написал завещание, согласно которому практически все его картины были переданы краеведческому музею. Они поступили в музей в 1996 году и по сию пору хранятся там – их свыше 200, некоторые из них я видел на днях. Это самое крупное собрание картин Михаила Зотова в мире. Отдельные его работы хранятся в частных собраниях российских и германских владельцев. Фирменный автограф Зотова – его испачканная краской пятерня, приложенная к тыльной стороне каждого холста – до сих пор производит на зрителей жуткое впечатление. Именно с момента передачи наследия Зотова в музей там стали происходить всякие малообъяснимые вещи. Они были связаны не только с картинами художника, но и с целым рядом личных предметов и мебели из мастерской Зотова, также попавшими в запасники краеведческого музея. Особенно доставлял хлопоты музейным работникам шкаф Михаила Зотова. Хотя этот объект нигде не выставлялся и был недоступен публике целых 20 лет. И в этот раз, при подготовке данного материала, мне не удалось даже сфотографировать его – он находился на складе экспонатов в недоступном месте. |
Завещание Михаила Зотова, написанное за день до смерти |
За несколько минут до кончины Зотов описывал собственную смерть Чтобы не пересказывать уже однажды сказанное, я приведу почти целиком собственную статью, которая была опубликована в «Тольяттинском обозрении» 7 мая 2004 года. Моя тогдашняя собеседница, на которую я ссылаюсь в публикации, в наши дни не является сотрудником краеведческого музея. Зеркало, которое видело смерть«Этот город не отмолен, - говорит библиограф Тольяттинского краеведческого музея Оксана Белешова. – Поэтому духи умерших не дают покоя живым». Любой музей, как склад старых вещей, прошедших через множество человеческих рук, может таить в себе массу загадок, недоступных человеческому пониманию. Наш краеведческий музей – не исключение. Сторожа и музейные работники нередко замечали, как кто-то хозяйничает ночью среди опустевших экспозиций, устраивая незримые шабаши: порой утром обнаруживали опрокинутые стулья, разбросанные подушки из коллекции мягкой мебели, передвинутые предметы. Библиограф музея Оксана Белешова говорит, что ее предшественница ничего не рассказывала ей о творящейся в культурном заведении чертовщине. Лишь подозрительной показалась та поспешность, с которой она увольнялась со своего места работы. Оксана и не догадывалась, сколь неуютной может оказаться тихая неприметная работа среди пыльных стеллажей со старинными книгами… |
Библиограф Оксана Белешова, 2004 год Одна из негласных достопримечательностей музея – призрак женщины. Утверждают, что некоторые сотрудники видели ее несколько раз. Возможно, ее появление связано с давней историей. Дом, в котором находится музей, строили отчего-то очень долго: округа уже успела обрасти новостройками, а на месте именно этого дома все еще зиял необычно глубокий котлован, вырытый под фундамент. И вот в году 1970-м или 1971-м в тех местах убили девушку и сбросили в этот самый котлован. Муж Оксаны прекрасно помнит ту историю: он сам видел и труп девушки, который доставали санитары, и «скорую помощь», и подъехавшую милицию, и толпу праздных зевак. Странные флюиды исходят от вещей покойного художника, правозащитника, писателя Михаила Зотова. На дверце шкафа из его квартиры, который никому не показывают, нарисован знак Голгофы – череп, крест и розы. Опальный мастер при жизни многого не успел сделать, и вообще, говорят, был беспокойный дядька. И его дух мается где-то поблизости, поскольку нет продолжения дела художника: полотна не реставрируются и разрушаются, несколько лет не удается устроить выставку. Правда, сам Зотов не хочет этой выставки и подает «оттуда» различные знаки. Три года назад (в 2001 году, - Авт.) департамент культуры Самарской области давал аж 300 тысяч рублей на подготовку приличной экспозиции, и вот, когда все уже было фактически решено, через три дня после принятия решения проект срочно отозвали. Зотов словно намекал: если не удается организовать выставку, то не беритесь. Правда, какое-то время спустя знакомая Оксаны во сне пообщалась с покойным художником, и он ей сказал, что больше никого обижать не будет. Много загадок таит хранилище мебели, которое из-за своей громоздкости находится в бывшем актовом зале музея (в 2010 году коллекция мебели обрела свое постоянное место в филиале музея на улице Баныкина, - Авт.). В помещении, где работает Оксана, одна из дверей выходит как раз в актовый зал. Но она практически постоянно закрыта. Подруги, которые иногда заглядывают почаевничать, с удовольствием рассаживаются на пуфики недалеко от этой двери, но всякий раз получается так, что совершенно непроизвольно ни одна из них не садится к двери спиной. Да и сама Оксана, когда в гордом одиночестве попадает на это мебельное кладбище, постоянно чувствует необъяснимую тревогу, ее охватывает безотчетный ужас. В мебельной коллекции находится старинное зеркало, которое как бы «фонит»: по предположениям знатоков, возможно, это зеркало когда-то видело чью-то смерть. В прошлом году музей посетил батюшка и освятил все помещения (речь идет о 2003 годе, - Авт.). С тех пор необъяснимые явления вроде бы перестали беспокоить сотрудников музея. В принципе, всегда были и есть люди, которые чувствуют подобные явления, а есть люди, которые их не чувствуют. «Чем меньше мозгов, т ем больше здорового духа», - говорит Оксана Белешова. Над входной дверью в книгохранилище развешаны обереги, за спиной Оксаны на книжном шкафу висит нарисованный православный крест, колонны, расположенные в помещении, увиты цветами: привидения любят различные колонны, но вот домашних растений сторонятся. Оксана рассказывает, что неподалеку от музея когда-то стоял лагерь. Там сейчас расположен рынок, прозванный в народе «Поле чудес». А остановка общественного транспорта невдалеке и по сию пору носит название еще с тех времен – «Третий поселок». Как раз где-то в районе музея и хоронили убитых и умерших заключенных. Мало того, и сам Тольятти стоит на затопленном городе. Кстати, 1 мая исполнилось 48 лет с момента затопления (отсчет велся от даты написания статьи в 2004 году, - Авт.). Ни канувший город, ни пропавшее кладбище все еще не отмолены. Его нужно отмолить, отчитать, и сделать это надо не одной церкви и не одной конфессии. Можно иронично относиться к рассказанным историям, можно безоглядно крутить пальцем у виска в адрес тех, кто берется вытаскивать на свет Божий всякую небывальщину, но и хочется верить в то, что где-то поблизости существует нечто, не подвластное нашим органам чувств. Практичным материалистам можно подарить неплохую идея: а почему бы не подготовить постоянно действующую экскурсию, которая могла бы ознакомить всех желающих с необъяснимыми и зловещими загадками, окружающими нас? Думается, кассовый сбор был бы обеспечен. Да и очередное привлечение внимания к музею – не самое последнее дело. Окончание следует Вячеслав Смирнов, фото автора и из архива автора, специально для TLTgorod.ru |
Просмотров: 14732 | |