Рост конкуренции за вазовскую продукцию приводил в Тольятти
к кровавым разборкам и целым криминальным войнам
На профсоюзной конференции в октябре 1996 г. тогдашний президент АО «АВТОВАЗ» А. В. Николаев вынужден был признать бессилие администрации, охраны и специально нанятой милиции что-либо изменить. Не удавалось добиться самого элементарного — строгого соблюдения пропускного режима, в результате чего, сетовал Николаев, «на заводе все равно появляются лица, которые к заводу не имеют отношения и прямо пытаются войти в технологию». Так, зачастую сошедшую с конвейера машину уводит не персонал сборочно-конвейерного производства, как положено по правилам, а проникшие на завод посторонние люди. Облюбованные ими «машины откатываются в сторону, запираются на замки для того, чтобы потом отправить их в автовозную» по нужным им адресам. Фактически Николаев озвучил то, что присутствующим на профсоюзной конференции было и так хорошо известно: криминальные элементы в открытую хозяйничают на территории, распределяя к отправке продукцию завода и имея с этого хорошие барыши.
Для вазовского руководства такое положение вещей, сохранявшееся по крайней мере до 1997 г., не было секретом. «...Главное, что нас тревожит, — просачивание бандитов на завод. То есть они уже орудуют не за проходной, не на отгрузочных площадках, а проникли на главный конвейер», — признавался Каданников. Бывший в те годы начальником криминальной милиции АВТОВАЗа Вадим Козлов тоже докладывал весной 1997 г., что на заводе криминальные группировки поделили почти весь сбыт машин, запчастей и стали руководить отгрузкой.
Алексей Николаев вынужден был
признать бессилие администрации,
охраны и специально нанятой милиции
С учетом складывавшейся криминогенной ситуации для охраны топ-менеджеров АО были наняты профессиональные секьюрити. В дальнейшем, в 1999 г., в составе дирекции по безопасности и правопорядку был образован отдельный специальный отряд для обеспечения личной безопасности высшего менеджмента и информационной безопасности АО «АВТОВАЗ», занимавшийся в том числе защитой связи и компьютерных сетей, охраной основных административных зданий. Однако «руководители среднего звена, не говоря уже о рабочих, ничем не защищены от этих бритоголовых мордоворотов и элементарно боятся с ними связываться», — признавался Каданников. В городе спрятаться от них действительно было невозможно, а ведь у всех имелись еще дети и семьи.
В середине 1990-х гг. Тольятти, который по праву гордился званием автомобильной столицы России, оказался во власти криминала. Несговорчивых руководителей АВТОВАЗа запугивали, а если это не действовало, то жестоко избивали или убивали.
В 1994-1997 гг. жителей потрясла серия покушений и заказных убийств. 26 октября 1994 г. в 5:50 утра в Автозаводском районе у подъезда по пути на работу был расстрелян начальник цеха АТСМ энергетического производства Ю. А. Болотов. Убийство было признано заказным. Расследование выявило, что «будучи исполнительным и требовательным руководителем, он боролся с нарушителями трудовой дисциплины и расхитителями собственности объединения». Вдове Болотова выплатили заводское пособие в размере 20-ти кратной средней зарплаты работников АВТОВАЗа, но хорошего, уважаемого человека было уже не вернуть.
В 1994-1997 гг. жителей Тольятти потрясла серия заказных убийств
В ночь с 14 на 15 мая 1996 г. председатель независимого заводского профсоюза «Единство» А. Иванов возвращался домой со второй смены, когда на него напали неизвестные. В августе того же года на него было совершено повторное покушение, уже с применением огнестрельного оружия. Иванов выжил после двух огнестрельных ранений.
Председатель независимого заводского профсоюза
«Единство» Анатолий Иванов пережил два покушения
8 октября 1996 г. был убит хорошо известный на заводе вице-президент Всероссийской федерации авто- и мотоспорта Алик Гасанов. Будучи, по данным журналистов, связанным с одной из местных ОПГ, он являлся президентом холдинга «Мега-Лада» — основного дилера по продаже вазовских автомобилей и запчастей после ухода с завода «ЛогоВАЗа».
В августе 1997 г. тяжелые увечья в результате бандитского нападения получил директор ГЦЗЧ АО «АВТОВАЗ» Станислав Фуфаев.
Понимая, что самостоятельно не в состоянии справиться с ситуацией, которая в любой момент может окончательно выйти из-под контроля, заводское руководство неустанно обращалось за помощью в местные правоохранительные органы. «Руководство предприятия уже лет шесть забрасывает правоохранительные органы просьбами и требованиями защитить завод от преступной „братвы“, промышляющей за нашей проходной», — говорил в январе 1998 г. В. В. Каданников. По его словам, за последнее время им было направлено около 200 официальных запросов, на которые получено только 60 ответов. Но реальных мер так и не было принято. В интервью 2005 г. он рассказывал, что лично написал «тысячи обращений в прокуратуру с просьбой защитить». «По поводу бандитов мы много раз обращались к своей милиции, но результатов, к сожалению, было мало...», — с сожалением говорил Каданников.